Учебный план для обучающихся по АООП с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СЛАДКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"
C=RU, S=Свердловская область, STREET="с.Сладковское, ул. Южная, д.5-а", L=Туринская Слобода, T=Директор, O="
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ""СЛАДКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА""", ОГРН=1026602268296, СНИЛС=02591131630, OID.1.2.643.100.4=6651002680,
ИНН=665100504703, E=sladkowsoh@mail.ru, G=Наталья Валерьевна, SN=Потапова, CN="МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ""СЛАДКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"""

.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Сладковская средняя общеобразовательная школа»

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МАОУ «Сладковская СОШ»
от 29.08.2024 № 66-д

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
для обучающихся по АООП с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1, вариант 2
на 2024 –2025 учебный год

с. Сладковское, Слободо-Туринский муниципальный район, Свердловская область, 2024

Пояснительная записка

Учебный план образовательных организаций Российской Федерации (далее - Учебный план),
реализующих ФАООП УО (вариант 1), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем
аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей,
распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания
образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также
выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.
Недельный учебный план представлен по этапам обучения:
1 этап - I - IV или I дополнительный, I - IV классы;
2 этап - V - IX классы;
Срок обучения по АООП составляет 9 - 13 лет.
Учебный год в Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Сладковская
СОШ "начинается 02.09.2024 и заканчивается 24.05.2025.
Продолжительность учебного года в 5-9 классах составляет 34 учебные недели.
Учебные занятия для учащихся 5-9 классов проводятся по5-ти дневной учебной неделе.
Учебная нагрузка рассчитывается исходя из 33 учебных недель в году в I дополнительном и в I
классе и 34 учебных недель в году со II по XII класс.
Общий объем учебной нагрузки составляет не более от 3039 до 3732 академических часов на 1
этапе обучения (I - IV или I дополнительный, I - IV класс), 5066 академических часов на 2 этапе
обучения (V - IX класс).
На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных областей и
коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав
каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность,
заключающуюся в учете особых образовательных потребностей обучающихся. Кроме этого, с
целью коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру
учебного плана входит и коррекционно-развивающая область.
Учебный план включает обязательную часть и часть, формируемую участниками
образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную
аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП, и учебное время, отводимое на
их изучение по классам (годам) обучения.
Состав учебных предметов в обязательной части учебного плана может различаться для
обучающихся с умственной отсталостью разных нозологических групп и определяется в
соответствии с представленными ниже учебными планами.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает
достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью:
формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных
отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение;
формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных
ситуациях.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает
реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для каждой
группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося.
Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, предусматривает:
учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе
2

этнокультурные;
увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части;
введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с умственной отсталостью и необходимую коррекцию недостатков в
психическом и (или) физическом развитии
Содержание
коррекционно-развивающей
области
учебного
плана
представлено
коррекционными курсами и коррекционно-развивающими занятиями.
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное
соотношение может осуществляться общеобразовательной организацией самостоятельно, исходя из
психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Время,
отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не учитывается при определении
максимально допустимой учебной нагрузки.
Коррекционные курсы реализуются, как правило, в форме индивидуальных занятий. Выбор
дисциплин коррекционно-развивающей направленности для индивидуальных и групповых занятий,
их количественное соотношение может осуществляться образовательной организацией
самостоятельно, исходя из особенностей развития обучающихся с умственной отсталостью и на
основании рекомендаций ПМПК и индивидуальной программы реабилитации инвалида.
Продолжительность коррекционного занятия варьируется с учетом психофизического состояния
обучающегося до 25 минут.
Курсы коррекционно-развивающей области реализуются в рамках внеурочной деятельности.

3

Недельный учебный план АООП УО (вариант 1) обучающихся I - IV классов
Предметные области

Класс

Количество часов

Всего

I

II

III

IV

Русский язык

3

3

3

3

12

Чтение

3

4

4

4

15

Речевая практика

2

2

2

2

8

2. Математика

Математика

3

4

4

4

15

3. Естествознание

Мир природы и человека

2

1

1

1

5

4. Искусство

Музыка

2

1

1

1

5

Рисование (изобразительное искусство)

1

1

1

1

4

5. Физическая
культура

Адаптивная физическая культура

3

3

3

3

12

6. Технология

Труд (технология)

2

1

1

1

5

21

20

20

20

81

-

3

3

9

Декоративно-прикладное искусство

2

2

Истоки

1

1

Учебные предметы
Обязательная часть
1. Язык и речевая
практика

Итого
Часть, формируемая участниками образовательных отношений:

Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной
учебной неделе)

21

23

23

23

90

Коррекционно-развивающая область (коррекционные
занятия и ритмика):

6

6

6

6

24

логопедические занятия

3

3

3

3

12

развитие психомоторики и сенсорных процессов

2

3

2

3

8

Внеурочная деятельность:

4

4

4

4

16

Общий объем учебной нагрузки составляет 3732 часа за 5 учебных лет при 5-дневной учебной
неделе (33 учебных недели в I доп. и в I классе, 34 учебных недели во II - IV классах).

4

Недельный учебный план АООП УО (вариант 1) обучающихся V - IX классов
Предметные области

Класс
Учебные предметы

Количество часов

Всего

V

VI

VII

VIII

IX

Русский язык

4

4

4

4

4

20

Чтение (Литературное чтение)

4

4

4

4

4

20

Математика

4

4

3

3

3

17

Информатика

-

-

1

1

1

3

Природоведение

2

2

-

-

-

4

Биология

-

-

2

2

2

6

География

-

2

2

2

2

8

Основы социальной жизни

2

2

2

2

2

10

Мир истории

-

2

-

-

-

2

История Отечества

-

-

2

2

2

6

Музыка

1

-

-

-

-

1

Рисование (изобразительное искусство)

2

-

-

-

-

2

6. Физическая
культура

Адаптивная физическая культура

3

3

3

3

3

10

7. Технология

Труд (технология)

6

6

7

7

7

33

Итого

27

29

30

28

30

139

Часть, формируемая участниками образовательных отношений:

2

1

0

1

0

7

Истоки

0

0

Декоративно-прикладное искусство

1

1

0

Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной
учебной неделе)

29

30

30

30

30

149

Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и
ритмика):

6

6

6

6

6

30

Логопедические занятия

3

3

3

3

3

15

Развитие психомоторики и сенсорных процессов

2

2

2

2

2

10

Ритмика

1

1

1

1

1

5

Внеурочная деятельность:

4

4

4

4

4

20

Обязательная часть
1. Язык и речевая
практика
2. Математика

3. Естествознание

4. Человек и
общество

5. Искусство

0

5

Общий объем учебной нагрузки составляет 5066 часов за 5 учебных лет при 5-дневной учебной
неделе (34 учебных недели в году)
Промежуточная аттестация по программам АООП
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Промежуточная аттестация обучающихся по отдельным учебным предметам осуществляется путем
выведения годовых отметок успеваемости на основе четвертных отметок успеваемости,
выставленных обучающимся в течение соответствующего учебного года.
В 2024-2025 учебном году промежуточная аттестация обучающихся проводится в
соответствии с календарным учебным графиком в период с
01.04-16.05.2025, по следующим
предметам в следующих формах:
предмет
Русский язык
Математика
Чтение
(Литературное
чтение)
Профильный труд

класс, форма
2,4
контрольная
работа
контрольная
работа
чтение наизусть

6,7,8,9
контрольная
работа
контрольная
работа
чтение наизусть

собеседование

собеседование

Учебный план образовательных организаций Российской Федерации (далее - Учебный план),
реализующих ФАООП УО (вариант 2), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем
аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей,
распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания
образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также
выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.
(вариант 4.4) (Фуфарова Виктория, 8в класс)
Целями реализации:
1. достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы слабовидящими
обучающимися, в соответствии с требованиями ФГОС ООО, без сокращения содержания предметных
областей, посредством обеспечения доступности представления учебной информации, введения
коррекционных курсов и учета специфики организации обучения при слабовидении;
2. гармоничное личностное и психофизическое развитие слабовидящего обучающегося.
Задачами реализации АООП ООО являются:
1. обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся через реализацию учебной и внеурочной
деятельностей, включая коррекционные курсы (индивидуальные и подгрупповые);
2. соблюдение офтальмо-эргономических и тифлопедагогических принципов в организации обучения, в
выборе учебников и учебных пособий, использовании тифлотехнических средств;
3. создание эффективной образовательной и информационной среды, ориентированной на возможности
слабовидящих обучающихся;
для слабовидящих обучающихся:
- соблюдение требований к освещенности и месту ребенка в классе;
- специальные тифлотехнические и оптические (индивидуальные средства оптической коррекции,
электронные лупы, дистанционные лупы, карманные увеличители различной кратности и др.);
- учебные принадлежности: ручки с черной (для записи учебного материала) и зеленой (для выполнения
графических работ) пастой; тетради в клетку и линейку, которые по рекомендации врача-офтальмолога
должны быть специально разлинованы.
6

По вариантам 4 АООП ООО ОВЗ обучаются дети, имеющие сочетание сенсорных, других
нарушений и умственную отсталость (интеллектуальные нарушения).
4-й вариант предполагает, что обучающийся получает образование, которое по содержанию
и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения
с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительные ограничения
по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки (для обучающихся с умственной
отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой степени, тяжелыми и множественными нарушениями
развития). На основе данного варианта программы образовательная организация разрабатывает
специальную индивидуальную программу развития (СИПР).
Обучение по четвертому варианту ФГОС НОО ОВЗ означает, что основному нарушению
(из перечисленных выше) сопутствует умственная отсталость в умеренной или более тяжелой
степени (Ребенок обучается по специальной индивидуальной программе развития (СИПР),
содержание которой устанавливается исходя из его актуальных возможностей. Вариант 4 ФГОС
ООО ОВЗ (вариант 2 ФГОС УО (ИН) означает необходимость получения образования
по специальной индивидуальной программе развития (далее — СИПР). Подобные программы
принципиально отличаются по содержанию и формам организации образовательного процесса;
специальные условия, позволяющие работать с ребенком, в каждом случае конкретизируются
ПМПК.
4-й вариант предполагает, что обучающийся получает образование, которое по содержанию
и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения
с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительные ограничения
по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки (для обучающихся с умственной
отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой степени, тяжелыми и множественными нарушениями
развития). На основе данного варианта программы образовательная организация разрабатывает
специальную индивидуальную программу развития (СИПР).
Обучение по четвертому варианту ФГОС НОО ОВЗ означает, что основному нарушению
(из перечисленных выше) сопутствует умственная отсталость в умеренной или более тяжелой
степени (Ребенок обучается по специальной индивидуальной программе развития (СИПР),
содержание которой устанавливается исходя из его актуальных возможностей.

7

Недельный учебный план ФАООП УО (вариант 2) обучающихся V - IX классов
СИПР, Фуфарова Виктория

Предметные
области

Учебные
предметы

Количество часов
Классы

V

VI

Всего

VII VIII IX

Обязательная часть
1. Язык и речевая
практика

Речь и альтернативная коммуникация

3

3

3

4

3

15

2. Математика

Математические представления

2

2

2

3

2

10

3. Окружающий
мир

Окружающий природный мир

2

2

2

2

2

10

Человек

2

1

1

2

-

5

Домоводство

3

5

5

5

5

23

Окружающий социальный мир

2

2

2

3

3

12

Музыка и движение

3

2

2

2

2

11

Изобразительная деятельность

3

3

3

-

-

9

5. Физическая
культура

Адаптивная физкультура

3

2

2

3

2

11

6. Технология

Труд (технология)

-

2

2

4

5

13

Итого

23

24

24

28

24

119

Часть, формируемая участниками образовательных отношений
ДПИ

6

6

4

2

6

30

Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной
учебной неделе)

29

30

28

30

30

149

Внеурочная деятельность, в том числе

10

10

10

10

10

50

Коррекционные курсы:

4

4

4

4

4

20

1. Сенсорное развитие

1

1

1

1

1

5

2. Предметно-практические действия

1

1

1

1

1

5

3. Двигательное развитие

1

1

0

1

1

5

4. Альтернативная коммуникация

1

1

1

1

1

5

Внеурочная деятельность (по направлениям)

6

6

5

6

6

30

4. Искусство

Общий объем учебной нагрузки составляет 5066 часов за 5 учебных лет при 5-дневной
учебной неделе (34 учебных недели в году).
8

Учебный план составлен с учетом особенностей познавательной деятельности детей с
ограниченными возможностями здоровья. Учебный план направлен на разностороннее развитие личности
учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское и нравственное, трудовое,
эстетическое и физическое воспитание. Образовательный процесс содержит материал, помогающий
учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для
социальной адаптации.
Реализация учебного плана обеспечена государственными учебными программами, рабочими
программами, учебными пособиями
программно - методическими
материалами (учебниками,
методическими рекомендациями дидактическими материалами, контрольными заданиями, оборудованием и
др,), необходимыми кадрами специалистов, кадрами соответствующей квалификации.

Промежуточная аттестация (Фуфарова Виктория. 7 класс, АООП, УО, вариант 2-СИПР)
Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения
СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. Для организации
аттестации обучающегося создается экспертная комиссия, объединяющая разных специалистов,
осуществляющих процесс образования и развития ребенка. К процессу аттестации обучающегося
привлекаются члены его семьи (родители (законные представители)). Задачей экспертной группы
является выработка согласованной оценки достижений ребёнка в сфере жизненных компетенций.
Основой служит анализ результатов обучения ребёнка, динамика развития его личности. Результаты анализа представлены в удобной и понятной всем членам группы форме оценки,
характеризующей наличный уровень жизненной компетенции. По итогам освоения отраженных в
СИПР задач и анализа результатов обучения составляется развернутая характеристика
учебной деятельности ребёнка, оценивается динамика развития его жизненных компетенций.
Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР,
взаимодействие следующих компонентов:
 что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,
 что из полученных знаний и умений он применяет на практике,
 насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.

План внеурочной деятельности (недельный)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Сладковская средняя
общеобразовательная школа"
Учебные курсы
Разговоры о важном
Волейбол
ИТОГО недельная нагрузка

2,4б
1
1

Количество часов в неделю
6б
7б
8в
1
1
1
1

1

1

9б
1
1
2

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».