Потапова Наталья Валерьевна
C=RU, S=Свердловская область, L=Туринская Слобода, T=Директор, O="
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
""СЛАДКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА""",
SNILS=02591131630, INN=665100504703, E=sladkowsoh@mail.ru, G=Наталья
Валерьевна, SN=Потапова, CN=Потапова Наталья Валерьевна
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Слободо-Туринский муниципальный отдел управления образованием
МАОУ "Сладковская СОШ "
УТВЕРЖДЕНО
приказом МАОУ «Сладковская СОШ»
№ 60-д от 30.08.2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Читательская грамотность»
для обучающихся 2 класса
с.Сладковское 2023
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов «Читательская грамотность»
разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования, требования к основной образовательной программе
начального общего образования.
Программа «Читательская грамотность» составлена на основе авторского курса программы
«Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина).
Программа
«Читательская грамотность» учитывает
возрастные, общеучебные и
психологические особенности младшего школьника.
Целью изучения курса «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к
осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для
достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни
общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и
рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:
– формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом;
– совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
– учить находить и извлекать информацию из различных текстов;
– учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем;
– развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения
прочитанного;
– обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором»,
«комментированное чтение» и др.;
– воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке
и искусству;
– учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;
– поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной,
человечеством и желание быть им полезным.
Программа курса внеурочной деятельности «Читательская грамотность» предназначена для
реализации во 3 классе начальной школы и рассчитана на 17 часов (при 0,5 часа в неделю).
Для повышения мотивации изучения курса и с учетом возрастных особенностей
первоклассников для занятий используются сюжеты авторских и русских народных сказок.
Для повышения мотивации изучения курса и с учетом возрастных особенностей
второклассников для занятий используются сюжеты художественных и научно-познавательных
текстов.
В 3 классе начальной школы проводятся занятия с использованием сюжетов художественных
и научно-познавательных текстов
Формы организации занятий:
Предметные недели;
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
Практические упражнения
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение младшими школьниками следующих личностных,
метапредметных результатов.
Программа обеспечивает достижение младшими школьниками следующих личностных,
метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
2
– развивать самостоятельность в поиске решения различных речевых задач;
– формировать духовные и эстетические потребности;
– сознательно расширять свой личный читательский опыт;
–находить в прочитанных текстах общее с русской культурой, осознавать общность нравственных
ценностей;
– уметь пользоваться предлагаемыми учителем формами самооценки и
взаимооценки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях;
–уметь переносить примеры ответственного и самостоятельного поведения в свой личный
жизненный опыт, объяснять необходимость использования готовой модели поведения для своего
самосовершенствования.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами
и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка
и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными
задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения курса:
– понимание основных фактов, основной идеи текста, поиск в тексте информации, представленной
в различном виде, формулирование прямых выводов и заключений на основе имеющейся в тексте
информации;
–анализ, интерпретацию и обобщение информации, представленной в тексте, формулирование на
ее основе сложных выводов и оценочных суждений;
– использование информации из текста для различных целей;
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением
3
для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в
социальной жизни;
– способность различать тексты различных жанров и типов;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с
поставленной учебной задачей;
– способность оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы
достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3 класс
Научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части,
составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое
значение слов; личностная оценка прочитанного.
3 класс (17 часов)
Занятие 1. Про дождевого червяка
Анализ содержания текста. Тип текста. Выбор утверждений, соответствующих тексту. Составление
вопросов к тексту.
Занятие 2. Кальций
Анализ содержания текста. Тип текста. Толкование значения слов. Выбор утверждений,
соответствующих тексту.
Занятие 3. Сколько весит облако?
Анализ содержания текста. Тип и главная мысль текста. Толкование значения слов. Дополнение
плана текста. Составление вопросов к тексту.
Занятие 4. Хлеб – всему голова
Анализ содержания текста. Тип и главная мысль текста. Толкование значения слов. Составление
вопросов к тексту. Поиск информации в справочниках и энциклопедиях.
Занятие 5. Про мел
Анализ содержания текста. Тип и главная мысль текста. Толкование значения слов. Составление
плана текста.
Занятие 6. Про мыло
Анализ содержания текста. Тип и тема текста. Толкование значения слов. Поиск информации в
справочниках и энциклопедиях.
Занятие 7. История свечи
Анализ содержания текста. Тип и тема текста. Составление вопросов к тексту. Поиск информации в
справочниках и энциклопедиях.
Занятие 8. Магнит
Анализ содержания текста. Тип и тема текста. Поиск отличий между предметами с помощью
текста. Поиск информации в справочниках и энциклопедиях.
Занятие 9. На берегу моря
Анализ содержания текста. Подбор заголовка. Тип, тема, главная мысль текста. Характеристика
героев. Пересказ текста.
Занятие 10. Ландыш
Анализ содержания текста. Подбор заголовка. Тип, тема, главная мысль текста. Поиск отличий
между предметами с помощью текста. Поиск информации в справочниках и энциклопедиях.
Занятие 11. В лесу будь другом
Анализ содержания текста. Подбор заголовка. Тип, тема, главная мысль текста. Характеристика
героя. Толкование словосочетаний. Поиск информации в справочниках и энциклопедиях.
Занятие 12. Лесной доктор
Анализ содержания текста. Подбор заголовка. Тип, тема, главная мысль текста. Характеристика
героев. Толкование значения слов. Поиск информации в справочниках и энциклопедиях.
4
Занятие 13. Берегите птиц и зверей
Анализ содержания текста. Подбор заголовка. Тип, тема, главная мысль текста. Характеристика
героев. Толкование значения слов.
Занятие 14. У какой птицы гнездо самое лучшее
Анализ содержания текста. Подбор заголовка. Тип, тема, главная мысль текста. Деление текста на
части. Составление плана.
Занятие 15. Как появились столовые приборы
Анализ содержания текста. Тип, тема, главная мысль текста. Толкование значения слов. Пересказ
текста.
Занятие 16. Понимают ли животные друг друга?
Анализ содержания текста. Подбор заголовка. Тип, тема, главная мысль текста. Толкование
значения слов. Поиск информации в справочниках и энциклопедиях.
Занятие 17. Театр – это праздник
Анализ содержания текста. Подбор заголовка. Тип, тема, главная мысль текста. Толкование
значения слов. Поиск информации в справочниках и энциклопедиях.
№
1.
2.
3. Тематическое планирование 3 класс (17 часов)
Содержание
Кол-во Тип
Форма проведения
(разделы, темы)
часов
занятия
ЦОР/ЭОР
Про
дождевого 1
червяка
Кальций
1
https://learning
apps.org/index.
php?s=чтение
аудитор.
аудитор.
аудитор.
4.
Сколько
весит 1
облако?
Хлеб – всему голова 1
5.
Про мел
аудитор.
3.
1
Работа с текстом. Анализ
содержания.
Работа
с
текстом.
Составление вопросов к
тексту.
Работа с текстом. Анализ
содержания.
Работа с текстом. Пересказ
текста.
Работа с текстом. Пересказ
текста.
Работа с текстом. Анализ
содержания.
Восстановление
деформированного текста.
Работа с текстом. Анализ
содержания.
Работа
с
текстом.
Выборочное чтение.
Дополнение текста. Пересказ
текста.
Наблюдение
над
синонимами.
Толкование
значений
устойчивых
выражений.
Дополнение предложений с
опорой на текст. Пересказ
сказки.
Работа с текстом. Анализ
содержания.
Составление
плана.
Продолжение сказки.
аудитор.
6.
Про мыло
1
аудитор.
7.
История свечи
1
аудитор.
8.
Магнит
1
аудитор.
9.
На берегу моря
1
аудитор.
10. Ландыш
1
аудитор.
11. В лесу будь другом
1
аудитор.
12. Лесной доктор
1
аудитор.
13. Берегите птиц и 1
зверей
какой
птицы 1
14. У
гнездо самое лучшее
аудитор.
аудитор.
5
http://skiv.instr
ao.ru/bankzadaniy/chitate
lskayagramotnost/
https://multiur
ok.ru/files/sbor
nikpraktichieskikh
-matierialovpoformirovani.ht
ml
появились 1
15. Как
столовые приборы
аудитор.
ли 1
16. Понимают
животные
друг
друга?
17. Театр – это праздник 1
аудитор.
Наблюдение за антонимами.
Объяснение
смысла
пословиц.
Составление вопросов к
тексту.
аудитор.
Игра-путешествие
6
7
8