РП Секреты финансовой грамотности 2-3 класс

Приложение 1.11 к основной образовательной
программе начального общего образования

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Слободо-Туринский муниципальный отдел управления образованием
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Сладковская средняя общеобразовательная школа»

УТВЕРЖДЕНО
приказом МАОУ "Сладковская СОШ"
№ 70-д от «28» августа 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Секреты финансовой грамотности»
для обучающихся 2-3 классов

с. Сладковское 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Секреты финансовой грамоты» (далее —
Программа) на уровне начального общего образования подготовлена на основе Требований к
результатам освоения программы начального общего образования Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС
НОО)1, учитывает целевые ориентиры Примерной программы воспитания2, а также структуру и
содержание Единой рамки компетенций по финансовой грамотности.
Финансовая грамотность является одной из составляющих функциональной грамотности
современного человека и входит в состав «навыков 21 века». В «Стратегии повышения
финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы», определяющей
необходимость разработки и внедрения образовательных программ повышения финансовой
грамотности для начального общего образования, финансовая грамотность понимается, как
«сочетание осведомлённости, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для
принятия успешных финансовых решений и в конечном итоге для достижения финансового
благосостояния»3.
Дети младшего школьного возраста в своей повседневной жизни уже вовлечены в
элементарные финансовые отношения: они обмениваются друг с другом личными предметами,
совершают простые покупки, подсчитывают деньги, иногда дают или берут деньги в долг,
копят деньги на определенную цель. При этом бытовая (житейская) финансовая грамотность
младших школьников нередко несёт в себе некритично воспринятый опыт сверстников,
стихийно сложившиеся финансовые привычки, навязанные извне стереотипы финансового
поведения окружающих. Современные цифровые технологии обеспечивают мгновенность
принятия финансовых решений (в один клик), которые могут обернуться финансовыми
проблемами не только для ребёнка, но и для всей его семьи.
Изучение учебного предмета «Секреты финансовой грамоты», интегрирующего знания о
природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует
потребностям и интересам детей младшего школьного возраста и направлено на достижение
следующих целей:
— осознание роли труда, денег и отношений людей, опосредованных деньгами, на
основе целостного взгляда на окружающий мир; освоение финансовых, математических,
обществоведческих, нравственно-этических понятий, представленных в содержании данного
учебного курса;
— развитие осведомлённости, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых
для принятия успешных финансовых решений в реальной учебной и жизненной практике;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России,
понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу;
проявление уважения к истории, культуре, традициям народов России; освоение младшими
школьниками мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов
и правил построения финансовых отношений в социуме; духовное обогащение обучающихся;
— развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических
норм жизни, приобретение опыта эмоционально- положительного отношения к природным
ресурсам и их бережливому потреблению в соответствии с экологическими нормами поведения;
становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к
людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности.
Содержание учебного курса сформировано на основе выделения тех областей
финансовой грамотности, в которых младшие школьники уже осуществляют элементарные
финансовые действия в своей повседневной жизни и которые обеспечивают освоение
грамотных способов действий в решении финансовых задач, социально и личностно значимых
для детей 8–12 лет. Во 2 классе к таким содержательным областям относятся «Обмен»,
«Деньги» и
«Как грамотно делать покупки», в 3 классе — соответственно «Доходы»,
«Расходы» и «Экономия, сбережения и накопление». Данные содержательные области задают в
каждом классе достаточно широкий общий контекст, организующий множество разрозненного
фактического и исторического материала, элементы житейского и учебного опыта младших
школьников в целостную картину.

Данная Программа может быть интегрирована практически во все модули программы
воспитания школы: например, в рамках «Ключевых общешкольных дел» — через вовлечение
детей в социальные проекты волонтерской, благотворительной и трудовой направленности; в
рамках модуля
«Экскурсии, экспедиции, походы» — через экскурсии на предприятия в населенном пункте, где
проживают дети, в местные отделения банков; в рамках модуля «Организация предметноэстетической среды» — через такой вид деятельности, как составление сметы расходов на
оформление интерьера школьных помещений, озеленение пришкольной территории, разбивка
клумб и т.д. Программные темы курса могут определить содержание участия школы или
конкретного класса в ежегодной Всероссийской неделе финансовой грамотности. Возможно
использование содержания курса для тематических классных часов и работы с родителями
младших школьников.
СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Основные ценностно-смысловые ориентиры, которые младшие школьники открывают на
занятиях курса «Обществознание и естествознание (окружающий мир). Секреты финансовой
грамоты» и с помощью которых осваивают модели грамотного финансового поведения, связаны
с постепенным осознанием того, что:
— благосостояние человека, семьи, общества и российского государства достигается
благодаря труду, усилиям людей;
— человек по-настоящему богат не деньгами, а своими знаниями, способностями,
умением учиться и постоянно изменяться;
— главное богатство человека – это его Родина, семья, родители, дети, родные и
близкие;
— в финансовых отношениях с людьми важно быть честным и справедливым;
— финансовые решения в повседневной жизни — это выбор, человека, за последствия
которого он несет ответственность.
В процессе изучения курса финансовой грамоты дети постигают уникальность истории,
культуры и природы России через историю происхождения и развития российских денег, поиск
и обсуждение фактов, связанных с функциями денег в современной жизни людей. Финансовая
грамота помогает
детям осознать ценность, целостность и многообразие окружающего мира, в том числе
взаимозависимость здорового образа жизни человека, экономного и бережного потребления
имеющихся ресурсов с минимальным ущербом для окружающей среды, защиты экологии,
сохранения природы.
Обсуждение жизненных ситуаций, кейсов, связанных с финансовыми поступками и
решениями, помогает детям выстроить модели безопасного финансового поведения, научиться
понимать мотивы финансовых поступков людей и оценивать их возможные последствия, шире
— приобретать начальные социальные компетенции для эффективного и безопасного
взаимодействия в социуме, открывать возможности для личной полезной созидательной
активности в современном мире.

2 КЛАСС
Раздел 1. Обмен
Когда и почему появился обмен?
Труд как условие удовлетворения потребностей человека. Разделение труда. Обмен
результатами труда.
Правила справедливого обмена
К чему приводит обман при обмене? Этические правила и нормы обмена.
Трудности обмена
В чём трудности обмена? Как сравнить ценность предметов для обмена?
Раздел 2. Деньги
Для чего люди придумали деньги?
Когда и почему появились деньги? Товарные деньги. Функции денег.
Какими были самые первые деньги?
История денег. Металлические монеты. Бумажные банкноты.

Какими деньгами люди пользуются сейчас?
Современные российские деньги. Что такое национальная валюта? Покупательная
способность денег. Безналичные деньги. Банковская карта. Электронные деньги.
Раздел 3. Как грамотно делать покупки.
Что можно купить за деньги?
Что можно купить за деньги? Что такое товар и услуга? Товар как вещь, которая создана
трудом человека и предназначена для продажи. Услуга как деятельность, которая направлена на
удовлетворение потребностей людей. Покупка как процесс обмена денег на товары и услуги.
Продажа как процесс обмена товаров и услуг на деньги. Составляющие цены товара или услуги
(затраты на производство, доставку, рекламу и продажу товара, торговые надбавки).
Какие бывают покупки?
Для чего составлять список покупок перед походом в магазин? Какую важную
информацию о качестве товара сообщают упаковка и ценник товара?
Как выбрать нужные товары и услуги?
Как определять цель покупки? Как составить список покупок?
Промежуточная диагностическая работа (с коллективным обсуждением
результатов её выполнения).
Учимся читать рекламу
Какая реклама нас окружает в жизни? Какую информацию нам сообщает реклама? Чем
полезна реклама для покупателей?
Учимся покупать
Как выбрать товар нужного качества? Как выбрать товар в пределах имеющейся суммы?
Как выбрать товар в интернет-магазине? Как защитить личную информацию в интернете?
Итоговая диагностическая работа (с коллективным обсуждением результатов её
выполнения).

3 КЛАСС
Раздел 4. Доходы.
Что такое доходы?
Доходы как денежные поступления в семью. Труд как основной источник доходов семьи.
Откуда в семью приходят доходы?
Источники дохода: заработная плата, премия, наследство, выигрыш в лотерею,
стипендия, пенсия, пособие по уходу за ребёнком, доход от аренды имущества, доход от
банковского вклада.
Какими бывают доходы?
Регулярные и нерегулярные доходы. Способы увеличения доходов. Чем полезны
умения создавать новое, постоянно учиться, договариваться с людьми? Могут ли деньги быть
мерилом успеха человека?
Раздел 5. Расходы Что такое
расходы?
Расходы как деньги, которые тратятся на удовлетворение необходимых потребностей и
желаний человека. Направления расходов: обязательные, прочие; ежемесячные, сезонные,
ежегодные, переменные. Расходы планиру- емые и непредвиденные.
Куда уходят деньги в семье?
Может ли человек обойтись без расходов? Могут ли доходы удовле- творить все желания
и потребности человека? Почему по-настоящему богат тот человек, которому хватает того, что
он имеет?
Какими бывают расходы?
Без каких расходов человек не может прожить? Какие расходы в семье являются
обязательными, регулярными, повседневными? Какова доля расходов различных видов в
бюджете средней российской семьи? Как сокращать необязательные расходы?
Ловушки денежных долгов
Долг как взятые взаймы деньги, которые необходимо вернуть. От чего зависит
финансовое благосостояние современного человека? Почему во всех финансовых отношениях
важно соблюдать установленные сроки, правила, договорённости?

Промежуточная диагностическая работа (с коллективным обсуждением
результатов её выполнения).
Раздел 6. Экономия, сбережения и накопления
Как стать бережливым и экономным человеком? Бережливое отношение к деньгам как
проявление уважения к труду людей. Экономное расходование средств и бережливое
отношение к деньгам как способы сокращения расходов. Экономное расходование денег на
покупки. Экономное расходование воды, электроэнергии, тепла в помещении и сокращение
платы за коммунальные услуги
Как грамотно копить деньги?
Накопления как часть денежных доходов, которая откладывается для удовлетворения
будущих потребностей. Определение финансовой цели накопления денег. Условия и правила
накопления денег.
Итоговая диагностическая работа (с коллективным обсуждением результатов её
выполнения).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения курса «Секреты финансовой грамоты» в начальной школе у обучающегося будут
сформированы следующие личностные результаты:
гражданско-патриотическое воспитание:
становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение фактов из истории
появления российских денег, развития между людьми обмена, торговых и финансовых отношений, осознания
материальных и нематериальных богатств России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и
достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в
том числе правилах финансовых отношений между людьми;
мотивация на достижение личных финансовых целей и общих финансовых целей семьи;
мотивация на исполнение своих обязанностей дома и в школе;
духовно-нравственное воспитание:
признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный опыт, в том числе опыт
повседневных финансовых решений и поступков;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе к нуждающимся людям;
применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим
людям, в том числе обмана в финансовых отношениях, преследования личной корысти и игнорирования
интересов других людей;
осознание необходимости ограничивать свои желания;
проявление ответственности за потребление общих ресурсов семьи;
физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде, в
том числе информационной безопасности;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых
способов самовыражения;
трудовое воспитание:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям;
ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления об
обмене, зарождении денег и финансовых отношений как одной из составляющих целостной научной картины
мира);
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в
том числе познавательный интерес к изучению финансовой грамоты, развитию умений принимать успешные
финансовые решения, активность и самостоятельность в познавательной деятельности;
осознание своих привычек при пользовании деньгами и возможностей изменения этих привычек при
формировании финансово грамотного по- ведения;
проявление уверенности при оплате простых покупок;
мотивация на сравнение цен при покупке повседневных товаров, мотивация на их покупку по приемлемой для

себя цене;
готовность обсуждать со взрослыми стоимость приобретаемых товаров и услуг;
мотивация к учету и планированию своих доходов (то есть карманных денег, которые ребенок получает от
взрослых) и расходов, распределению доходов по направлениям расходов.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения «Секреты финансовой грамоты» в начальной школе у обучающегося будут
сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия.
Базовые логические действия:
сравнивать финансовые объекты (цены на товары и услуги, доходы, расходы и др.), устанавливать основания
для сравнения (дешевле, дороже, выгоднее, экономнее и др.), устанавливать аналогии между учебными и
реальными финансовыми действиями;
объединять части финансового объекта (объекты) по определенному признаку (самый подходящий товар для
обмена, полезная покупка, необходимые расходы и др.);
определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные финансовые
объекты при выборе товара, составлении семейного и личного бюджета и др.;
находить закономерности и противоречия в финансовых ситуациях, данных и наблюдениях на основе
предложенного педагогом алгоритма покупки необходимого товара, составления личного бюджета,
накоплений и др.;
выявлять недостаток информации для решения учебно-практической финансовой задачи на основе
предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в финансовых ситуациях, поддающихся непосредственному
наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения финансовых задач.
Базовые исследовательские действия:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием финансовой ситуации на основе
предложенных педагогом вопросов;
с помощью педагога формулировать цель, планировать изменения объекта, финансовой ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения финансовой задачи, выбирать наиболее подходящее решение (на
основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану, несложное исследование по установлению особенностей объекта
изучения и связей между финансовыми объектами (часть — целое, причина — следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения
(измерения, классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие финансовых процессов, событий и их последствия в аналогичных или
сходных ситуациях.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации для решения финансовых задач;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике финансовую информацию,
представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную финансовую информацию самостоятельно или на основании
предложенного педагогом способа ее проверки;
соблюдать с помощью взрослых (педагогов, родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся) правила информационной безопасности при поиске финансовой информации в сети Интернет;
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебнопрактической финансовой задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления финансовой информации, в том числе с
помощью средств ИКТ.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные
учебные действия.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения по финансовой проблематике, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии на
финансовые темы;
признавать возможность существования разных точек зрения по финансовым вопросам;
корректно
и
аргументированно
высказывать свое мнение по финансовой проблеме;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты на финансовые темы;
готовить небольшие публичные выступления на финансовые темы;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные
действия.
Самоорганизация:
планировать действия самостоятельно или с небольшой помощью взрослого действия по решению учебнопрактической финансовой задачи;
проявлять познавательную и творческую инициативу в применении финансовых знаний для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи;
выполнять правила безопасного использования электронных средств, предлагаемых в процессе обучения.
Самоконтроль:
осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
выбирать
и
при
необходимости
корректировать
способы финансовых и учебных
действий;
находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок при
решении финансовых задач;
Самооценка
объективно оценивать процесс и результаты своей деятельности по предложенным критериям, соотносить
свою оценку с оценкой педагога.
Совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных
задачах) изучения финансовой грамоты в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата
планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять
роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы при выполнении учебного проекта,
мини-исследования и в учебной игре по финансовой проблематике;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться общим правилам при выполнении
учебного проекта, мини- исследования и в учебной игре по финансовой проблематике;
ответственно выполнять свою часть работы при выполнении учебного проекта, мини-исследования и в
учебной игре по финансовой проблематике;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания по финансовой грамоте с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
2 КЛАСС
К концу обучения во втором классе обучающийся научится:
правильно использовать термины: обмен, бартер, товар, услуга, продажа, покупка, деньги;
объяснять, как честно осуществлять обмен, и какие проблемы мо- гут возникнуть при обмене;
вести элементарные финансовые расчёты;
решать текстовые финансовые задачи в одно-два действия: представлять задачу (краткая запись, рисунок,
таблица или другая модель; планировать ход решения финансовой задачи в два действия, оформлять его в
виде арифметического действия/действий, записывать ответ, проверять правильность вычислений;
объяснять, что деньги появляются в семьях за счёт труда взрослых;
объяснять на простых примерах, что деньги — средство обмена, а не благо;
называть основные признаки подлинности денег;
приводить примеры валют;
объяснять, что одни и те же товары или услуги могут иметь разную цену в разных местах, в разное время и у
разных продавцов;
объяснять, что деньги необходимо хранить в безопасном месте;
объяснять, как грамотно и безопасно делать покупки;
подбирать примеры, подтверждающие суждение, ответ;
проявлять осведомленность о полезной информации в рекламе;
распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения; проводить одно- двухшаговые
логические рассуждения и делать выводы;
формулировать простые выводы по вопросам финансовой грамотности на основе прочитанного
(услышанного) устно и письменно (1—2 предложения);
оценивать ситуации, раскрывающие положительное и негативное отношение к ситуациям обмена,
использования денег и осуществления покупок;
с помощью взрослых (учителя, родителей) пользоваться электронным дневником и электронными ресурсами
школы;
проявлять осведомленность о трудовой деятельности жителей родного края;
безопасно использовать мессенджеры Интернета в условиях контролируемого доступа в Интернет; безопасно

осуществлять коммуникацию в школьных сообществах с помощью учителя в случае необходимости..
КЛАСС
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
различать расходы и доходы семьи;
называть основные источники доходов семьи;
называть основные направления (категории) расходов семьи;
приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи;
приводить примеры сокращения расходов и увеличения сбережений семьи;
различать виды источников дохода: регулярные и нерегулярные;
распределять расходы по основным направлениям (категориям);
считать расходы и доходы (личные и семейные) в краткосрочном периоде;
использовать различные источники информации о семейном и личном бюджете для поиска и извлечения
информации, ответов на вопросы;
приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи;
проявлять осведомленность о роли банков, назначения вкладов и кредитов;
создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о семейном и личном бюджете, рисках
денежного долга, бережливого расходования денег; грамотного накопления денег для финансовых целей;
соблюдать правила безопасного и нравственного поведения в области денежных отношений, потребления
ресурсов:
безопасно использовать персональные данные в условиях контролируемого доступа в Интернет;
ориентироваться в возможных мошеннических действиях при общении в мессенджерах;
использовать умения выполнять арифметические действия (в пре- делах 1000) при расчете доходов, расходов,
бюджета;
использовать при выполнении практических заданий и решении задач единицы: стоимости (копейки, рубли),
преобразовывать одни единицы данной величины в другие;
решать финансовые задачи в одно-два действия, анализировать решение (искать другой способ решения),
оценивать ответ (устанавливать его реалистичность, проверять вычисления);
распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения со словами: «все», «некоторые», «и»,
«каждый», «если…, то…»; формулировать утверждение (вывод), строить логические рассуждения (однодвухшаговые), в том числе с использованием изученных связок;
извлекать и использовать информацию, представленную в таблицах, в предметах повседневной жизни
(ценник, этикетка, описание состава);
структурировать информацию: заполнять простейшие таблицы бюджета семьи по образцу;
выполнять действия по алгоритму (грамотное накопление денег);

соблюдать правила безопасного поведения при использовании личных финансов
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

КЛАСС

Тема урока
Труд как условие удовлетворения потребностей человека.

Количество
часов
1

Разделение труда. Обмен результатами труда.
К чему приводит обман при обмене?
Этические правилаи нормы обмена.
В чём трудности обмена?

1
1
1

Как сравнить
ценность предметов для обмена?
Когда и почему появились деньги?
Товарные деньги. Функции денег.
История денег.
Металлические монеты.Бумажные банкноты.
Современные российские деньги. Что такое национальная

1
1
1
1
1
1

1

12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

валюта?
Покупательная способность денег.
Безналичные деньги. Банковская карта. Электронные деньги.
Диагностическая работа по теме «Обмен и Деньги».
Учебный проект «Для чего нужны деньги».
Защита проекта «Для чего нужны деньги».
Что такое товар и услуга? Покупка как процесс обменаденег на
товары и услуги.
Продажа как процесс обменатоваров и услуг на деньги.
Для чего нужен список покупок?
Какую информацию сообщают упаковка и ценник товара?
Как определять цель покупки?
Как определять цель покупки?
Как составить список покупок?
Как составить список покупок?
Какая реклама нас окружаетв жизни?
Какую информацию нам сообщает реклама?
Чем полезна реклама для покупателей?
Как выбрать товар нужного качества?
Как выбрать товар в пределах имеющейся суммы?
Как выбрать товар в интернет-магазине?
Как защитить личную информацию в интернете.
Учебный проект «Как стать богаче».
Защита проекта «Как стать богаче».
Диагностическая работа «Как грамотно делать покупки».
3

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

КЛАСС

Тема урока

Количество
часов

Доходы как денежные поступления в семью.
Труд как основной источник доходов семьи.
Источники дохода российской семьи.
Источники дохода российской семьи.
Регулярные и нерегулярные доходы семьи.
Способы увеличения доходов.
Способы увеличения доходов.
Могут ли деньги быть мерилом успеха человек.
Промежуточная диагностическая работа «Доходы семьи».
Проект «Мой бюджет».
Проект «Мой бюджет».
Защита проекта «Мой бюджет».
Расходы
семьи. Категории
(направления
расходов):
обязательные, прочие; ежемесячные,
сезонные,
ежегодные, переменные.
Проект «Бюджет моей семьи».
Проект «Бюджет моей семьи».

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Защита проекта «Бюджет моей семьи».
Расходы планируемые и непредвиденные.
Почему люди не могут обойтись без расходов? Могут ли доходы
удовлетворить все желания и потребности человека?
Почему по-настоящему богат тот человек, которому хватает того,
что он имеет?
Без каких расходов человек не может прожить? Какие расходы в
семье являются обязательными, регулярными, повседневными?
Какова доля расходов
различных видов в бюджете
средней российской семьи? Как сокращать
необязательные
расходы?
Промежуточная диагностическая работа «Расходы семьи».
Долг как взятые взаймы деньги, которые необходимо вернуть.
От чего зависит финансовое благосостояние современного
человека?
Почему в финансовых отношениях важно соблюдать
установленные сроки, правила, договорённости?
Бережливое отношение к деньгам как проявление уважения к
труду людей.
Экономное расходование средств и бережливое отношение к
деньгам как способы сокращения расходов.
Накопления как часть денежных доходов, которая откладывается
для удовлетворения будущих потребностей.
Определение финансовой цели накопления денег.
Условия и правила накопления денег.
Проект «Как рационально тратить деньги в семье».
Проект «Как рационально тратить деньги в семье».
Защита проекта «Как рационально тратить деньги в семье».
Итоговая диагностическая работа

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».