План работы школьной библиотеки на 2025-2026 учебный год

План работы библиотеки
муниципального автономного образовательного учреждения
«Сладковская средняя общеобразовательная школа»
на 2025-2026 учебный год
Общие сведения:
Библиотека имеет площадь 68,4 м2, подсобное помещение для хранения учебной
литературы 10,6 м2, читальный зал на 12 посадочных мест, 2 компьютера, 1 принтер,
1 МФУ.
 Количество учащихся – 142
из них читателей – 142
 Учителей – 20, читающих – 20
 Других работников – 18, читающих – 7
 Общий объем фонда –17564 экз.
 Объем фонда учебной литературы – 3973 экз.
Школьная
библиотека
является
структурным
подразделением
общеобразовательного учреждения, участвующим в учебно-воспитательном процессе в
целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное
пользование библиотечно-информационными ресурсами (учебной, методической,
справочной, художественной литературой, периодическими изданиями), способствующим
формированию культуры личности учащихся.
Библиотека общеобразовательного учреждения руководствуется в своей
деятельности федеральными законами «Об образовании», «О библиотечном деле»,
указами, распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями
Правительства РФ и исполнительных органов субъектов РФ, решениями
соответствующего органа управления образованием, Уставом общеобразовательного
учреждения, Положением о библиотеке, Правилами пользования библиотекой ОУ.
Деятельность
библиотеки
осуществляется
на
основе
библиотечноинформационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами школы,
программами, проектами и планом работы библиотеки.
Современный этап развития библиотеки характеризуется изменением основных
приоритетов еѐ деятельности. Внедрение ФГОС второго поколения нацеливает школьные
библиотеки на предоставление потенциальным и реальным пользователям широкий
спектр информационных услуг, в основе которых лежит сочетание современных
технологических, коммуникационных и традиционных методических решений,
позволяющих обеспечить развитие информационного образовательного пространства
школы.
Главная цель библиотеки:
Создание условий для успешной образовательной деятельности ОУ, обеспечение
информационной поддержки образовательного процесса и повышения информационной
культуры обучающихся и педагогов.
Цели библиотеки:
1. Создание единого информационно-образовательного пространства ОУ; организация
комплексного библиотечно-информационного обслуживания всех категорий
пользователей, обеспечение их свободного и безопасного доступа и информации,
знаниям, идеям, культурным ценностям .
2. Воспитание гражданского самосознания, помощь в социализации обучающихся,
развитии их творческих способностей.
3. Организация систематического чтения обучающихся .

4. Организация досуга, связанного с чтением и межличностного общения в условиях
библиотеки с учетом интересов, потребностей, возрастных психофизических,
национальных особенностей обучающихся для развития межкультурного диалога.
5. Внедрение новых информационных технологий, компьютеризации библиотечноинформационных процессов; организация комфортной библиотечной среды,
воспитания информационной культуры учителей и учащихся.
Задачи библиотеки:
 Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путѐм
библиотечного и информационно-библиографического обслуживания учащихся и
педагогов. Оказание помощи в деятельности учителей и учащихся в образовательных
проектах.
 Формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя:
обучение пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и
критической оценке информации.
 Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий.
Обеспечение возможности наиболее полного и быстрого доступа к документам.
Оказание методической консультационной помощи педагогам, родителям, учащимся
в получении информации.
 Сбор, накопление и обработка информации и доведение еѐ до пользователя.
Проведение внеклассной работы на базе источников информации, имеющихся в
библиотеке.
 Развитие содержательного общения между пользователями, воспитание культуры
общения.
Основные функции библиотеки:
1. Аккумулирующая – библиотека формирует, накапливает, систематизирует и
хранит библиотечно-информационные ресурсы.
2. Сервисная – библиотека предоставляет информацию об имеющихся библиотечноинформационных ресурсах, организует поиск и выдачу библиотечноинформационных ресурсов, обеспечивает доступ к удаленным источникам
информации.
3. Методическая – библиотека разрабатывает учебные и методические материалы по
основам информационной культуры пользователей, алгоритмы и технологии поиска
информации.
4. Учебная – библиотека организует подготовку по основам информационной
культуры для различных категорий пользователей.
5. Воспитательная – библиотека способствует развитию чувства патриотизма по
отношению к государству, своему краю и школе.
6. Социальная – библиотека содействует развитию способности пользователей к
самообразованию и адаптации в современном информационном обществе.
7. Просветительская библиотека приобщает учащихся к сокровищам мировой и
отечественной культуры.
8. Координирующая – библиотека согласовывает свою деятельность со всеми
подразделениями ОУ, другими библиотеками, медиатеками для более полного
удовлетворения потребностей пользователей в документах и информации
Задачи в работе с фондом:


изучение состава фонда и анализ его использования (диагностика состояния
учебного фонда, инвентаризация, ведение учётной и планово-отчётной
документации. Анализ использования и очистка учебного фонда от устаревших по
содержанию учебных изданий);





комплектование периодических изданий (оформление подписки периодических
изданий);
приём литературы, обработка новых книг (ведение книг суммарного учета
учебного фонда и художественной и методической литературы);
работа с учебниками (составление заявки на учебники, инвентаризация).

Меры по сохранности фондов:






ремонт книг (организация «книжкиной больницы»);
приём учебников от преподавателей и учащихся в конце года;
доукомплектование методической, художественной литературой, компакт-дисками
и аудиоматериалами;
работа по передвижке книжного фонда, оформление разделителей;
проведение работы по сохранности учебного фонда «Живи, книга», (рейды по
классам с проверкой состояния учебников).

Работа с читателями - педагогами:





анализ работы библиотеки за 2024-2025 учебный год;
подбор методической литературы;
подбор литературы для педсоветов, классных часов, внеклассных мероприятий;
обзор новых поступлений книг для учителей, учащихся.

Содержание и организация работы с пользователями:
Индивидуальная работа:

1.






2.

изучение читательских интересов (ведение журнала посещаемости библиотеки);
беседы о бережном отношении к книге, о правилах пользования библиотекой;
помощь в выборе нужной литературы;
рекомендательные беседы при выдаче книг;
беседы о прочитанном;
работа с родителями, учащимися, учителями.
Массовая работа:







проведение мероприятий, связанных с памятными датами года (календарь
памятных дат);
Ежемесячные выставки к юбилейным датам известных отечественных и
зарубежных писателей, писателей-земляков, знаменательным и памятным датам
(согласно календарю знаменательных дат)
Выставки книг-юбиляров;
проведение недели детской и юношеской книги;
экскурсия по библиотеке;

Справочно-информационное обслуживание пользователей:
Информационное обслуживание:



обзоры новой литературы и периодических изданий, книжные выставки «Книгиюбиляры»;
пропаганда литературы в помощь учебно-воспитательного процесса; по отраслям
знаний

Для выполнения этих задач планируется провести следующую работу:
1. Работа с библиотечным фондом
№
п/п
1
2

3

4
5

6
7

Содержание работы
Работа с фондом учебной литературы
Подведение итогов движения фонда. Проверка обеспеченности
учащихся школы учебниками и учебными пособиями
Работа с перечнями учебников и учебных пособий,
рекомендованных Министерством образования и
региональным компонентом учебников. Оформление заявки на
приобретение учебной литературы.
Формирование общешкольного заказа на учебники и учебные
пособия с учётом замечаний завуча и методического
объединения школы, итогов инвентаризации.
Осуществление контроля за выполнением сделанного заказа.
Прием и обработка поступивших учебников;
 оформление накладных;
 запись в инвентарную и суммарную книгу учета;
 штемпелевание;
 оформление картотеки;
 сверка данных с бухгалтерией.
Прием и выдача учебников (по графику).
Информирование учителей и учащихся о новых поступлениях
учебников и учебных пособий.

Срок
исполнения
июнь
сентябрь
сентябрь
декабрь
март-апрель
сентябрьмарт
в течение года
в течение года

май, июнь, август,
по мере
поступления
по мере
поступления

8

Оформление выставки «Знакомьтесь – новые учебники».

9

Работа с резервным фондом учебников:
-ведение учета;
-размещение на хранение;
-передача в другие школы.

сентябрь-октябрь

10

Списание фонда с учетом ветхости и смены программ

июнь

11

Проведение работы по сохранности учебного фонда «Живи,
книга», (рейды по классам с проверкой состояния учебников)
Работа с фондом художественной литературы
Своевременное проведение обработки и регистрации
поступающей литературы.
Обеспечение свободного доступа в библиотеке:
 к художественному фонду (для учащихся 1-9 классов и всех
сотрудников);
 к фонду периодики (для всех сотрудников);
 к фонду учебников (по требованию).
Выдача изданий читателям
Соблюдение правильной расстановки фонда на стеллажах
Систематическое наблюдение за своевременным возвратом в
библиотеку выданных изданий
Ведение работы по сохранности фонда
Создание и поддержание комфортных условий для работы
читателей.
Работа по мелкому ремонту художественных изданий,

2 раза в год

12
13

14
15
16
17
18

по мере
поступления
в течение года

постоянно
постоянно
постоянно
постоянно
постоянно
в течение года

19
20
21
22
23

методической литературы и учебников с привлечением
учащихся.
Периодическое списание фонда с учетом ветхости, морального
износа и срока хранения
Оформление новых разделителей:
 полочные разделители по темам и алфавиту
Анализ обеспечения учебников на 2024– 2025 уч. г.
Комплектование фонда периодики
Оформление подписки на 1 полугодие 2025года
Оформление подписки на 2 полугодие 2026 года

июнь
в течение года
июнь
ноябрь
май

2. Работа с читателями
1
2

3
4

5
6
7
8

1
2

Работа с учащимися школы
Информировать классных руководителей и воспитателей о
чтении и посещении библиотеки каждым классом
Рекомендовать художественную литературу и периодические
издания согласно возрастным категориям каждого читателя
библиотеки
Обслуживание учащихся школы согласно расписанию работы
библиотеки
Просмотр читательских формуляров с целью выявления
задолжников (результаты сообщать классным руководителям и
воспитателям)
Рекомендательные беседы при выдаче книг
Участие в конкурсах
Проведение бесед с вновь записавшимися читателями о
правилах поведения в библиотеке, о культуре чтения книг.
Проведение библиотечных уроков по классам, согласно
тематического планирования
Самообразование
В методический день
Участие в районных семинарах, курсах

в течение года
по мере
поступления
ежедневно
в течение года
постоянно
в течение года
постоянно
в течение года

в течение года
по приглашению

План мероприятий на 2025-2026 учебный год.
№п/
п

1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

содержание и формы работы
«Сюда приходят дети – узнают про все на
свете».
Беседы:
 «Правила поведения в школьной
библиотеке».
 «Как выбрать книгу?»
 «Правила обращения с книгой».
Книжная выставка
«Учебники–новинки».
Книжная выставка (подаренные книги),
вновь поступившая литература.
Книжная выставка «Многое о
безопасности»
Стенд «Месячник безопасности»
Кн. выставка «День солидарности в борьбе
с терроризмом»
Кн. выставка «155 лет со дня рождения
писателя А.И.Куприна (1870-1938)»
Кн.выставка «125 лет языковеда С.И.
Ожегова (1900-1964)»
Кн.выставка «230 лет со дня рождения
К.Ф.Рылеева (1795-1826)»
Областная акция «День чтения»
Тема «Память, застывшая в строках»
Громкие чтения книг о ВОВ
Знакомство с книгой «Фронтовой
сборник»
Книжная выставка «Память, застывшая
в строках»
Кн.выставка «130 лет со дня рождения
С.А.Есенина (1895-1925)»

категория
сроки
ответственный
участников проведения

1 кл., 5 кл.

Шк. библ.

сентябрьоктябрь

Шк. библ.

сентябрь

Шк. библ.

сентябрь

Шк. библ.

сентябрь

Шк. библ.

03.09

Шк. библ.

07.09

Шк. библ.

22.09

Шк. библ.

29.09

Шк. библ.

2.10
Шк. библ.,

1-11 кл.

2.10

кл.руководители

1-11 кл.

2.10

Шк. библ.

2.10

Шк. библ.

03.10

Шк. библ.

19.10

Шк. библ

Кн.выставка «День отца»
Кн.выставка «155 лет со дня рождения
И.А.Бунина (1870-1953)»
Кн.выставка «105 лет со дня рождения
детского писателя Джани Родари (19201980)»
Международный день школьных библиотек.
Акция «Подари книгу библиотеке»
Кн. выставка «Мы за здоровый образ жизни»
Своя игра «Мы за здоровый образ жизни»
Кн. выставка «День словарей и
энциклопедий»
Интеллектуальная викторина» Мой друг –
словарь»

сентябрь

22.10

3,4 кл.

5, 6,7 кл.

Шк. библ

23.10

Шк. библ.

27.10

Шк. библ.

17.11
24.11

Шк. библ.
Шк. библ.

22.11

Шк. библ.

22.11

Шк. библ.

23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
28
29

Кн.выставка «145 лет со дня рождения
А.А.Блока (1880-1921)»
Викторина «А.Блок», посвящённая 145летию со дня рождения А.Блока.
Кн.выставка «День матери»
Викторина, посвящённая Дню матери
Кн.выставка «Марк Твен – 190 лет»
Кн.выставка «205 лет со дня рождения
писателя А.А.Фета (1820- 1892)»
Викторина, посвящённая 205-летию со дня
рождения А,А,Фета.
Кн.выставка «День полного освобождения г.
Ленинграда от фашистской блокады»
Кн.выставка «200 лет со дня рождения
писателя М.Е.Салтыкова-Щедрина»
Викторина, посвящённая 200 летию
С.Щедрина
Кн.выставка «Международный день
книгодарения. Ярмарка забытых книг»
Кн.выставка «120 лет со дня рождения
детского писателя А.Л.Барто (1906-1981)
Викторина, посвящённая 120 летию со дня
рождения детского писателя А.Л.Барто
Кн.выставка «День Защитника Отечества»
Кн.выставка «Международный женский день»
Всемирный день поэзии.
Выставка – призыв «Будь в тренде - дружи с
поэзией»

28.11

Шк. библ.

8 , 9 кл.

28.11

Шк. библ.

5,6,7 кл.

30.11
30.11
30.11

Шк. библ.
Шк. библ.
Шк. библ.

05.12

Шк. библ.

05.12

Шк. библ.

27.01

Шк. библ.

27.01

Шк. библ.

27.01

Шк. библ.

14.02

Шк. библ.

17.02

Шк. библ.

17.02

Шк. библ.

23.02
08.03

Шк. библ.
Шк. Библ.

21.03

Шк. Библ.

23.03-30.03

Шк. Библ.

8, 9 кл.

7,8 кл.

2,3,4 кл.

30

Неделя детской и юношеской книги

31

Операция «Книжкина больница»

1-11 кл.

23.03-30.03

Шк. библ

32

Посвящение в читатели

1 класс

24.03

Шк. библ

33
34

Час мультфильмов – «Со страниц на экран»
Своя игра « В гостях у сказки»
Конкурс «Пойман за чтением» (фото с
книгой в руках, увлеченно читающего
человека)
Кн. выставка «65 лет со дня первого полета
человека в космос (1961)»
Кн. выставка «140 лет со дня рождения
Н.С.Гумилева»
Кн.выставка «День Победы в Великой
Отечественной войне (1941 – 1945)»
Кн. выставка «135 лет М.А.Булгакову»
Общероссийский день библиотек

2 кл.,3 кл.,
4 кл.

25.03
26.03

Шк. Библ.
Шк. Библ.

5-9 кл.

С 27.03-2.04

Шк. Библ.

12.04

Шк. Библ.

15.04

Шк. Библ.

09.05

Шк. Библ.

15.05
27.05

Шк. Библ.
Шк. библ.

35
36
37
38
39
40


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».