Потапова Наталья Валерьевна
C=RU, S=Свердловская область, L=Туринская Слобода, T=Директор, O="
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ""СЛАДКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА""", SNILS=02591131630, INN=665100504703, E=sladkowsoh@mail.ru,
G=Наталья Валерьевна, SN=Потапова, CN=Потапова Наталья Валерьевна
.
ПРИЛОЖЕНИЕ 19
к Образовательной программе среднего общего образования
муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Сладковская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа
по элективному курсу
«Русское правописание:
орфография и пунктуация»
для 10-11 классов
муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Сладковская средняя общеобразовательная школа»
Составитель:
Шишкина Алёна Викторовна,
учитель русского языка и литературы
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения учебного курса ученик должен:
-знать/понимать правила орфографии и пунктуации;
уметь
--использовать орфографический анализ структурно-семантических схем слова или морфемнословообразовательных моделей;
-проводить грамматико-семантический и этимологический анализы лингвистических явлений;
-осуществлять поиск адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма;
-работать с разнообразными лингвистическими словарями;
- характеризовать специфические элементы речевого этикета, использующиеся в письменной
речи;
- извлекать, понимать, передавать и эффективно использовать полученную разными способами
текстовую информацию (в том числе и представленную в виде правила правописания), а также
связно, полно, последовательно, логично, выразительно излагать мысли в соответствии с
определённой коммуникативной задачей и нормативными требованиями к речевому
высказыванию (в том числе и правописными).
Содержание учебного курса
10 класс
Особенности письменного общения
Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. Единство двух сторон общения:
передача и восприятие смысла речи. Виды речевой деятельности: говорение (передача смысла с помощью
речевых сигналов в устной форме) — слушание (восприятие речевых сигналов, принятых на слух); письмо
(передача смысла с помощью графических знаков) — чтение (смысловая расшифровка графических знаков).
Формы речевого общения: письменная и устная.
Речевая ситуация и языковой анализ речевого высказывания: от смысла -к средствам его выражения-в устной
речи - в письменной речи
Особенности письменной речи: использование для передачи мысли средств письма (букв, знаков препинания,
дефиса, пробела); ориентация на зрительное восприятие текста и невозможность учитывать немедленную
реакцию адресата; возможность возвращения к написанному, совершенствования текста и т. д. Формы
письменных высказываний и их признаки (письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи,
сочинения — разные типы, конспекты, планы, рефераты и т. п.).
Возникновение и развитие письма как средства общения.
Орфография
Орфография как система правил правописания
Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского правописания.
Некоторые сведения из истории русской орфографии.
Роль орфографии в письменном общении людей, ее возможности для более точной передачи смысла речи.
Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста. Различные способы передачи
содержащейся в правиле информации: связный текст, план, тезисы, схема, таблица, алгоритм и др.
Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них: 1) правописание морфем («пиши
морфему единообразно»); 2) слитные, дефисные и раздельные написания («пиши слова отдельно друг от друга,
а части слов слитно, реже — через дефис»); 3) употребление прописных и строчных букв («пиши с прописной
буквы имена, собственные, со строчной — нарицательные»); 4) перенос слова («переноси слова по слогам»).
Правописание морфем
Система правил, связанных с правописанием морфем. Принцип единообразного написания морфем —
2
ведущий принцип русского правописания (морфематический).
Правописание корней.Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня. Роль смыслового
анализа при подборе однокоренного проверочного слова,
Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; е и э в заимствованных словах.
Правила, нарушающие единообразие написания корня (ы и ив корне после приставок); понятие о фонетическом
принципе написания.
Группы корней с чередованием гласных 1) -кас-//-кос-;
-лаг~//-лож-; -бир-//-6ер-; -пшр-//-тер-; -стил-//-стел-идр. (зависимость от глагольного суффикса -а-); 2) -рост-//
-рос-; -скак-//-скоч- (зависимость от последующего согласного); 3) -гар-//-гор-; -твар-//-твор-; -клан-//-клон-; зар-//-зор- (зависимость от ударения); 4) корни с полногласными и неполногласными сочетаниями оло//ла;
оро//ра; ере//ре; ело//ле.
Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих; непроизносимых; удвоенных. Чередование
согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности (доска — дощатый, очки — очечник).
Правописание иноязычных словообразовательных элементов (лог, фил, гео, фон и т. п.).
Правописание приставок. Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания: 1)
приставки на з//с — фонетический принцип; 2) все остальные приставки (русские и иноязычные по
происхождению) — морфематический принцип написания. Роль смыслового анализа слова при различении
приставок при- и пре-.
Правописание суффиксов. Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи.
Роль морфемно-словообразовательного анализа слова при выборе правильного написания суффиксов.
Типичные суффиксы имён существительных и их написание: -аръ-, -тель-, -ник-, -изн(а), -есть- (-ость-), -ени(е)
и др. Различение суффиксов -чик- и -щик- со значением лица. Суффиксы -ек- и -ик, -ец- и -иц- в именах
существительных со значением уменьшительности.
Типичные суффиксы прилагательных и их написание: -оват-(-еват-), -евит-, -лив-, -чив-, -чат-, -ист-, -оньк- (енък-) и др. Различение на письме суффиксов -ив- и -ев-, -к- и -ск-в именах прилагательных. Особенности
образования сравнительной степени и превосходной степени прилагательных и наречий и написание
суффиксов в этих формах слов.
Типичные суффиксы глагола и их написание: -и-, -е-, -а-, -ка-, -ва-, -ирова-, -ича-, -ему- и др. Различение на
письме глагольных суффиксов -ова- (-ева-) и -ыва- (-ива-). Написание суффикса -е- или -и- в глаголах с
приставкой обез-//о6ес- (обезлесеть — обезлесить)', -тьсяи –тся в глаголах
Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Выбор суффикса причастия настоящего времени
в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суффикса при образовании причастий
прошедшего времени (посеять — посеявший — посеянный).
Правописание н и ннв полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от
существительных или глаголов.
Правописание окончаний. Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи.
Различение окончаний –еи-и в именах существительных. Правописание личных окончаний глаголов.
Правописание падежных окончаний полных прилагательных и причастий.
Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: о и е
после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании; правописание ы и ипосле ц; употребление разделительных
ъиь.
Правописание согласных на стыке морфем (матросский, петроградский); написание сочетаний чк, щн, нч,
нщ,рч,рщ, чк, ннвнутри отдельной морфемы и на стыке морфем; употребление ь для обозначения мягкости
согласного внутри морфемы и на стыке морфем.
Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова. Орфографический анализ морфемнословообразовательных моделей слов…нный,без..ность, …остныйи т. п.).
Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи.
Этимологическая справка как приём объяснения написания морфем.
Использование орфографических, морфемных и словообразовательных словарей для объяснения правильного
написание слов.
Прием поморфемной записи слов (рас-чес-ыва-ющ-ий, не- за-пятн-а-нн-ый, масл-ян-ист-ого, о-цепл-ени-ё) и его
практическая значимость.
Слитные, дефисные и раздельные написания
Система правил данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе
3
правильного написания.
Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. Грамматико-семантический анализ
при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи. Различение приставки ни-и слова ни
(частицы, союза).
Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное, дефисное и раздельное написание приставок
в наречиях. Историческая справка о происхождении некоторых наречий.
Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов
чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, поскольку и др. от созвучных сочетаний слов.
Образование и написание сложных слов (имена существительные, прилагательные, наречия). Смысловые и
грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний
(многообещающий — много обещающий).
Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи.
Работа со словарем «Слитно или раздельно?».
Написание строчных и прописных букв
Роль смыслового и грамматического анализа при выборестрочной или прописной буквы.
Работа со словарем «Строчная или прописная?»
Уральский диалект
Фонетические особенности диалекта Урала.
Лексические особенности диалекта Урала.
11 класс
Речевой этикетв письменном общении
Речевой этикет как правила речевого поведения. Речевая ситуация и употребление этикетных форм
извинения, просьбы, благодарности, приглашения и т. п. в письменной речи.
Речевой этикет в частной и деловой переписке. Из истории эпистолярного жанра в России. Зачины и
концовки современных писем, обращения к адресату, письменные формы поздравления, приглашения,
приветствия.
Особенности речевого этикета при дистанционном письменном общении (SМS-сообщения,
электронная почта, телефакс и др.).
Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических
чатах Интернета.
Пунктуация
Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания
Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Основное назначение пунктуации — расчленять
письменную речь для облегчения ее понимания. Принципы русской пунктуации: грамматический,
смысловой, интонационный.
Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация.
Основные функции пунктуационных знаков. Разделительные, выделительные знаки препинания, знаки
завершения.
Разделы русской пунктуации: 1) знаки препинания в конце предложения; 2) знаки препинания внутри
простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте.
Знаки препинания в конце предложения
Предложение и его основные признаки; интонация конца предложений. Границы предложения,
отражение ее на письме. Употребление точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце
предложения. Выбор знака препинания с учётом особенностей предложения по цели высказывания и
эмоциональной окрашенности.
Употребление многоточия при прерывании речи. Смысловая роль этого знака. Знаки препинания в
начале предложения: многоточие, кавычки, тире в диалоге.
Знаки препинания внутри простого предложения
Система правил данного раздела пунктуации. Знаки препинания между членами предложения. Тире
между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении; интонационные особенности этих
предложений.
Знаки препинания между однородными членами предложения. Грамматические и интонационные
особенности предложений с однородными членами; интонация перечисления.
4
Однородные члены, не соединённые союзом. Однородные члены, соединённые неповторяющимися
союзами. Однородные члены, соединённые повторяющимися союзами. Однородные члены,
соединённые двойными союзами. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с
обобщающими словами при однородных членах.
Однородные и неоднородные определения, их различение на основе семантико-грамматической и
интонационной характеристики предложения и его окружения (контекста).
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Интонационные особенности
предложений с обособленными членами.
Обособленные определения распространённые и нераспространённые, согласованные и
несогласованные. Причастный оборот как особая синтаксическая конструкция. Грамматикопунктуационные отличия причастного и деепричастного оборотов.
Обособления приложений.
Обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным оборотом.
Смысловые и интонационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами,
выраженными именем существительным в косвенном падеже.
Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными дополнениями.
Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме уточняющих, поясняющих и
присоединительных членов предложения.
Знаки препинания в предложениях со сравнительным оборотом. Сопоставительный анализ случаев
выделения и невыделения в письменной речи оборота со значением сравнения.
Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Интонационные и
пунктуационные особенности предложений с вводными словами. Семантико-грамматические отличия
вводных слов от созвучных членов предложения. Уместное употребление в письменной речи разных
смысловых групп вводных слов.
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Речевые формулы
обращений, используемые в письменной речи.
Пунктуационное выделение междометий, утвердительных, отрицательных, вопросительновосклицательных слов (нет уж, что ж, как же, что усеи др.).
Знаки препинания между частями сложного предложения
Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных
предложений.
Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения. Интонационные и смысловые
особенности предложений, между частями которых ставятся знаки тире, запятая и тире, точка с
запятой.
Употребление знаков препинания между частями сложноподчинённого предложения.
Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном сложном
предложении.
Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих из трех и более частей, и выбор знаков
препинания внутри сложной синтаксической конструкции. Знаки препинания при сочетании союзов.
Сочетание знаков препинания.
Знаки препинания при передаче чужой речи
Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи и диалога. Разные способы оформления
на письме цитат.
Знаки препинания в связном тексте
Связный текст как совокупность предложений, объединённых одной мыслью, общей стилистической
направленностью и единым эмоциональным настроем. Поиски оптимального пунктуационного
варианта с учётом контекста. Авторские знаки.
Абзац как пунктуационный знак, передающий структурно-смысловое членение текста.
Уральский диалект
Грамматические особенности Урала.
Синтаксические особенности диалекта Урала.
Пунктуационные особенности диалекта Урала.
5
Тематическое планирование
с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
10 класс
№
п/п
Наименование разделов, тем
Особенности письменного общения
Количество
часов
(4)
Содержание
Речевое общение как взаимодействие
между людьми посредством языка.
Единство двух сторон общения:
передача и восприятие смысла речи.
Виды речевой деятельности: говорение
(передача смысла с помощью речевых
сигналов в устной форме) — слушание
(восприятие речевых сигналов,
принятых на слух); письмо (передача
смысла с помощью графических
знаков) — чтение (смысловая
расшифровка графических знаков).
Формы речевого общения: письменная
и устная.
Речевая ситуация и языковой анализ
речевого высказывания: от смысла-к
средствам его выраженияв устной речи - в письменной речи
Особенности письменной речи:
использование для передачи мысли
средств письма (букв, знаков
препинания, дефиса, пробела);
ориентация на зрительное восприятие
текста и невозможность учитывать
немедленную реакцию адресата;
возможность возвращения к
написанному, совершенствования
текста и т. д. Формы письменных
высказываний и их признаки (письма,
записки, деловые бумаги, рецензии,
статьи, репортажи, сочинения —
разные типы, конспекты, планы,
рефераты и т. п.).
Возникновение и развитие письма как
средства общения.
1-2.
Речевое общение. Виды речевой
деятельности.
2
3-4.
Особенности письменной речи.
2
Орфография как система правил правописания
5-6.
Русское правописание. Роль орфографии в
письменном общении людей.
(2)
2
Русское правописание. Орфография и
пунктуация как разделы русского
правописания.
Некоторые сведения из истории
русской орфографии.
Роль орфографии в письменном
общении людей, ее возможности для
6
более точной передачи смысла речи.
Орфографическое правило как
разновидность учебно-научного текста.
Различные способы передачи
содержащейся в правиле информации:
связный текст, план, тезисы, схема,
таблица, алгоритм и др.
(62)
7-8.
Орфография
Правописание морфем
Принцип единообразного написания
морфем — ведущий принцип русского
правописания (морфематический).
9-10.
Система
правил,
регулирующих
написание гласных корня.
2
1112.
Правила, нарушающие единообразие
написания
корня.
Понятие
о
фонетическом принципе написания.
2
1314.
Орфографический анализ
структурно-семантических групп
корней с чередованием гласных.
2
1516.
Орфографический анализ
структурно-семантических групп
корней с чередованием гласных.
2
1718.
Орфографический
анализ
структурно-семантических групп
корней с чередованием гласных.
2
2
Система правил, связанных с
правописанием морфем. Принцип
единообразного написания морфем —
ведущий принцип русского
правописания (морфематический).
Система правил, регулирующих
написание гласных корня. Роль
смыслового анализа при подборе
однокоренного проверочного слова,
Правописание гласных корня:
безударные проверяемые и непроверяемые; е и э в заимствованных
словах.
Правила, нарушающие единообразие
написания корня (ы и ив корне после
приставок); понятие о фонетическом
принципе написания.
Группы корней с чередованием гласных
1) -кас-//-кос-;
-лаг~//-лож-; -бир-//-6ер-; -пшр-//-тер-;
-стил-//-стел-идр. (зависимость от
глагольного суффикса -а-); 2) -рост-//
-рос-; -скак-//-скоч- (зависимость от
последующего согласного); 3) -гар-//гор-; -твар-//-твор-; -клан-//-клон-; зар-//-зор- (зависимость от ударения); 4)
корни с полногласными и
неполногласными сочетаниями оло//ла;
оро//ра; ере//ре; ело//ле.
Группы корней с чередованием гласных
1) -кас-//-кос-;
-лаг~//-лож-; -бир-//-6ер-; -пшр-//-тер-;
-стил-//-стел-идр. (зависимость от
глагольного суффикса -а-); 2) -рост-//
-рос-; -скак-//-скоч- (зависимость от
последующего согласного); 3) -гар-//гор-; -твар-//-твор-; -клан-//-клон-; зар-//-зор- (зависимость от ударения); 4)
корни с полногласными и
неполногласными сочетаниями оло//ла;
оро//ра; ере//ре; ело//ле.
Обозначение на письме согласных
корня: звонких и глухих;
непроизносимых; удвоенных.
7
2
2122.
Орфографические трудности, связанные с
чередованием согласных в корне.
Грамматико-семантический анализ корней с
чередованием согласных.
Правописание иноязычных
словообразовательных элементов.
2324.
Фонетический принцип написания
приставок.
2
2526.
2728.
Морфематический и смысловой принципы
написания приставок.
Система правил, связанных с написанием
суффиксов в словах разных частей речи.
2
2930.
Роль морфемно-словообразовательного
анализа слова при выборе правильного
написания суффиксов.
Морфемно-словообразовательный анализ
суффиксов имён существительных и их
написание.
2
3334.
Морфемно-словообразовательный анализ
суффиксов имён прилагательных и их
написание.
2
3536.
Типичные суффиксы глагола и их
написание. Образование причастий с
помощью специальных суффиксов.
2
1920.
3132.
2
2
2
Чередование согласных в корне и
связанные с этим орфографические
трудности (доска — дощатый, очки —
очечник).
Правописание иноязычных
словообразовательных элементов (лог,
фил, гео, фон и т. п.).
Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами
написания: 1) приставки на з//с —
фонетический принцип; 2) все
остальные приставки (русские и
иноязычные по происхождению) —
морфематический принцип написания.
Роль смыслового анализа слова при
различении приставок при- и пре-.
Правописание суффиксов. Система
правил, связанных с написанием
суффиксов в словах разных частей
речи.
Роль морфемно-словообразовательного
анализа слова при выборе правильного
написания суффиксов.
Типичные суффиксы имён
существительных и их написание:
-аръ-, -тель-, -ник-, -изн(а), -есть- (ость-), -ени(е) и др. Различение
суффиксов -чик- и -щик- со значением
лица. Суффиксы -ек- и -ик, -ец- и -иц- в
именах существительных со значением
уменьшительности.
Типичные суффиксы прилагательных и
их написание: -оват-(-еват-), -евит-, лив-, -чив-, -чат-, -ист-, -оньк- (-енък-)
и др. Различение на письме суффиксов ив- и -ев-, -к- и -ск-в именах
прилагательных. Особенности
образования сравнительной степени и
превосходной степени прилагательных
и наречий и написание суффиксов в
этих формах слов.
Типичные суффиксы глагола и их
написание: -и-, -е-, -а-, -ка-, -ва-, -иров-,
-ича-, -ему- и др. Различение на письме
глагольных суффиксов -ова- (-ева-) и ыва- (-ива-). Написание суффикса -еили -и- в глаголах с приставкой обез//о6ес- (обезлесеть — обезлесить)', тьсяи–тся в глаголах
Образование причастий с помощью
специальных суффиксов. Выбор
суффикса причастия настоящего
времени в зависимости от спряжения
глагола. Сохранение на письме
8
Система
правил,
регулирующих
правописание н инн в полных и кратких
формах причастий, а также в
прилагательных, образованных от
существительных или глаголов.
Система
правил,
регулирующих
правописание н и нн в полных и кратких
формах причастий, а также в
прилагательных, образованных от
существительных или глаголов.
Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных
частей речи.
2
4344.
Правописание согласных на стыке
морфем.
2
4546.
Взаимосвязь значения, морфемного
строения и написания слова.
2
4748.
Система
правил,
регулирующих
правописание ь после шипящих в
словах разных частей речи.
Этимологическая справка как приём
объяснения написания морфем.
Слитные, дефисные и раздельные
написания
Орфограммы, связанные с различением
на письме служебного слова и
2
3738.
3940.
4142.
4950.
5152.
глагольного суффикса при образовании
причастий прошедшего времени
(посеять — посеявший — посеянный).
Правописание н и ннв полных и кратких
формах причастий, а также в
прилагательных, образованных от
существительных или глаголов.
2
Правописание н и ннв полных и кратких
формах причастий, а также в
прилагательных, образованных от
существительных или глаголов.
2
Правописание окончаний. Система
правил, регулирующих правописание
окончаний слов разных частей речи.
Различение окончаний –еи-и в именах
существительных. Правописание
личных окончаний глаголов.
Правописание падежных окончаний
полных прилагательных и причастий.
Орфографические правила, требующие
различения морфем, в составе которых
находится орфограмма: о и е после
шипящих и ц в корне, суффиксе и
окончании; правописание ы и и послец;
употребление разделительных ъ и ь .
Правописание согласных на стыке
морфем (матросский, петроградский);
написание сочетаний чк, щн, нч,
нщ,рч,рщ, чк, ннвнутри отдельной
морфемы и на стыке морфем;
употребление ь для обозначения
мягкости согласного внутри морфемы и
на стыке морфем.
Взаимосвязь значения, морфемного
строения и написания слова.
Орфографический анализ морфемнословообразовательных моделей
слов…нный,без..ность, …остный и
т.п.).
Прием поморфемной записи слов (расчес-ыва-ющ-ий, не- за-пятн-а-нн-ый,
масл-ян-ист-ого, о-цепл-ени-ё) и его
практическая значимость.
Правописание ь после шипящих в
словах разных частей речи.
2
Этимологическая справка как приём
объяснения написания морфем.
2
Слитные, дефисные и раздельные
написания.
9
морфемы.
5354.
Грамматико-семантический анализ при
выборе слитного и раздельного
написания не с разными частями речи.
2
5556.
Грамматико-орфографические отличия
приставки и предлога.
2
5758.
Система правил, регулирующих
слитное, дефисное и раздельное написание
приставок в наречиях.
2
5960.
6162.
Особенности написания производных
предлогов.
Смысловые, грамматические и
орфографические отличия союзов от
созвучных сочетаний слов.
2
6364.
Правила,
регламентирующие
употребление дефиса при написании
знаменательных и служебных частей
речи.
Написание строчных и прописных
букв
Роль смыслового и грамматического
анализа при выборе строчной или
прописной буквы.
2
6768.
Обобщение «Орфография как система
правил правописания».
2
6970.
Уральский диалект
Уральский диалект. Фонетические
особенности
диалекта
Урала.
Лексические особенности диалекта
Урала.
(2)
2
6566.
2
2
Система правил данного раздела
правописания.
Роль смыслового и грамматического
анализа слова при выборе правильного
написания. Грамматико-семантический
анализ при выборе слитного и
раздельного написания не с разными
частями речи.
Орфограммы, связанные с различением
на письме служебного слова и
морфемы. Различение приставки ни-и
слова ни (частицы, союза). Грамматикоорфографические отличия приставки и
предлога.
Слитное, дефисное и раздельное
написание приставок в наречиях.
Историческая справка о происхождении
некоторых наречий.
Особенности написания производных
предлогов.
Смысловые, грамматические и
орфографические отличия союзов
чтобы, также, тоже, и др. от
созвучных сочетаний слов.
Употребление дефиса при написании
знаменательных и служебных частей
речи.
Роль смыслового и грамматического
анализа при выборе строчной или
прописной буквы.
Работа со словарем «Строчная или
прописная?».
Правописание морфем. Слитные, дефисные и
раздельные написания. Написание строчных и
прописных букв.
Особенности уральского диалекта.
Фонетические особенности диалекта
Урала. Лексические особенности диалекта
Урала.
10
11 класс
№ п/п
Наименование разделов, тем
Речевой этикет
в письменном общении
1.
Речевой этикет как правила речевого
поведения.
2.
Речевой этикет в частной и деловой
переписке.
3.
Особенности речевого этикета при
дистанционном письменном общении.
Особенности речевого этикета при
дистанционном письменном общении.
4.
Количество
часов
Содержание
(4)
1
1
1
Пунктуация как система правил
расстановки знаков препинания
(2)
5.
Грамматический, смысловой,
интонационный принципы русской
пунктуации. Разделы русской пунктуации.
1
6.
Грамматический, смысловой,
интонационный принципы русской
пунктуации. Разделы русской пунктуации.
Речевой этикет как правила
речевого поведения. Речевая
ситуация
и
употребление
этикетных
форм
извинения,
просьбы,
благодарности,
приглашения и т. п. в письменной
речи.
Речевой этикет в частной и
деловой переписке. Из истории
эпистолярного жанра в России.
Зачины и концовки современных
писем, обращения к адресату,
письменные формы поздравления,
приглашения, приветствия.
Особенности речевого этикета
при дистанционном письменном
общении
(SМS-сообщения,
электронная почта, телефакс и
др.).
Основные правила письменного
общения в виртуальных дискуссиях,
конференциях
на
тематических чатах Интернета.
Некоторые сведения из истории
русской пунктуации. Основное
назначение
пунктуации
—
расчленять письменную речь для
облегчения
ее
понимания.
Принципы русской пунктуации:
грамматический,
смысловой,
интонационный.
Структура
предложения
и
пунктуация. Смысл предложения,
интонация и пунктуация.
Основные функции
пунктуационных знаков.
Разделительные, выделительные
знаки препинания, знаки
завершения. Разделы русской
пунктуации: 1) знаки препинания
в конце предложения; 2) знаки
11
препинания внутри простого
предложения; 3) знаки
препинания между частями
сложного предложения; 4) знаки
препинания при передаче чужой
речи; 5) знаки препинания в
связном тексте.
Знаки препинания в конце предложения
Граница предложения, отражение ее на
письме.
(1)
1
Знаки препинания внутри простого предложения
(36)
Знаки препинания между членами
предложения.
Знаки препинания между членами
предложения.
Знаки препинания между членами
предложения.
Грамматические и интонационные
особенности предложений с
пунктуационным знаком тире.
1
Грамматические и интонационные
особенности предложений с
пунктуационным знаком тире.
1
7.
8.
9.
10.
11.
12.
1
Предложение и его основные
признаки;
интонация
конца
предложений.
Граница
предложения, отражение ее на
письме. Употребление точки,
вопросительного
и
восклицательного знаков в конце
предложения.
Выбор
знака
препинания
с
учётом
особенностей предложения по
цели
высказывания
и
эмоциональной окрашенности.
Употребление многоточия при
прерывании речи. Смысловая
роль
этого
знака.
Знаки
препинания
в
начале
предложения:
многоточие,
кавычки, тире в диалоге.
Система правил данного раздела
пунктуации. Знаки препинания
между членами предложения.
1
1
Тире между подлежащим и
сказуемым.
Тире в неполном предложении;
интонационные особенности этих
предложений.
12
13.
Грамматические и интонационные
особенности предложений с
пунктуационным знаком тире.
14.
Грамматические и интонационные
особенности предложений с однородными
членами и предложений с обобщающими
словами при однородных членах.
1
1
15.
Грамматические и интонационные
особенности предложений с однородными
членами и предложений с обобщающими
словами при однородных членах.
1
16.
Различение однородных и неоднородных
определений на основе семантикограмматической и интонационной характеристики предложения и контекста.
1
17.
Различение однородных и неоднородных
определений на основе семантикограмматической и интонационной характеристики предложения и контекста.
1
18.
Интонационные особенности предложений
с обособленными членами.
Интонационные особенности предложений
с обособленными членами.
1
Грамматико-пунктуационные отличия
причастного и деепричастного оборотов.
1
19.
20.
1
Знаки
препинания
между
однородными членами предложения.
Грамматические
и
интонационные
особенности
предложений с однородными
членами;
интонация
перечисления.
Однородные
члены,
не
соединённые
союзом.
Однородные члены, соединённые
неповторяющимися
союзами.
Однородные члены, соединённые
повторяющимися
союзами.
Однородные члены, соединённые
двойными союзами.
Интонационные
и
пунктуационные
особенности
предложений с обобщающими
словами при однородных членах.
Однородные и неоднородные
определения, их различение на
основе
семантикограмматической и интонационной
характеристики предложения и
его окружения (контекста).
Знаки
препинания
в
предложениях с обособленными
членами.
Интонационные
особенности
предложений
с
обособленными членами.
Причастный оборот как особая
синтаксическая конструкция.
Обособленные
определения
распространённые
и
нераспространённые, согласованные и
13
21.
Грамматико-пунктуационные отличия
причастного и деепричастного оборотов.
1
22.
Смысловые и интонационные особенности
предложений с обособленными
приложениями.
Смысловые и интонационные особенности
предложений с обособленными
приложениями.
Смысловые и интонационные особенности
предложений
с
обособленными
обстоятельствами,
выраженными
одиночным
деепричастием
и
деепричастным оборотом.
Смысловые и интонационные особенности
предложений
с
обособленными
обстоятельствами,
выраженными
одиночным
деепричастием
и
деепричастным оборотом.
Смысловые и интонационные особенности
предложений с обособленными
обстоятельствами, выраженными именем
существительным в косвенном падеже.
Смысловые и интонационные особенности
предложений с обособленными
обстоятельствами, выраженными именем
существительным в косвенном падеже.
Смысловая и интонационная
характеристика предложений с
обособленными дополнениями.
Смысловая и интонационная
характеристика предложений с
обособленными дополнениями.
Интонация и знаки препинания при
уточняющих, поясняющих и
присоединительных членах предложения.
1
31.
Интонация и знаки препинания при
уточняющих, поясняющих и
присоединительных членах предложения.
1
32.
Сопоставительный анализ случаев
выделения и невыделения в письменной
1
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
несогласованные.
Грамматикопунктуационные
отличия
причастного и деепричастного
оборотов.
Причастный оборот как особая
синтаксическая конструкция.
Обособленные определения
распространённые и нераспространённые, согласованные и
несогласованные. Грамматикопунктуационные отличия
причастного и деепричастного
оборотов.
Обособления приложений.
1
1
Обособление
обстоятельств,
выраженных одиночным деепричастием и деепричастным
оборотом.
1
1
1
1
Смысловые и интонационные
особенности предложений с
обособленными обстоятельствами, выраженными именем
существительным в косвенном
падеже.
Смысловая и интонационная
характеристика предложений с
обособленными дополнениями.
1
1
Выделение
голосом
при
произношении
и
знаками
препинания
на
письме
уточняющих, поясняющих
и
присоединительных
членов
предложения.
Знаки
препинания
в
предложениях со сравнительным
14
речи оборота со значением сравнения.
33.
Сопоставительный анализ случаев
выделения и невыделения в письменной
речи оборота со значением сравнения.
1
34.
Интонационные и пунктуационные
особенности предложений со словами,
грамматически не связанными с членами
предложения.
Интонационные и пунктуационные
особенности предложений со словами,
грамматически не связанными с членами
предложения.
Семантико-грамматические отличия
вводных слов от созвучных членов
предложения.
Семантико-грамматические отличия
вводных слов от созвучных членов
предложения.
Уместное употребление в письменной речи
разных смысловых групп вводных слов.
Уместное употребление в письменной речи
разных смысловых групп вводных слов.
Интонационные и пунктуационные
особенности предложений с обращениями.
1
Грамматико-интонационный анализ
предложений с междометиями.
1
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
Пунктуационное
выделение
утвердительных,
отрицательных,
вопросительно-восклицательных слов.
43.
Пунктуационное
выделение
утвердительных,
отрицательных,
вопросительно-восклицательных слов.
Знаки препинания между частями сложного
предложения
44.
Грамматические и пунктуационные
особенности сложных предложений.
45.
Грамматические и пунктуационные
особенности сложных предложений.
46.
Интонационные и смысловые особенности
сложносочиненных предложений.
47.
Интонационные и смысловые особенности
сложносочиненных предложений.
48.
Интонационные и смысловые особенности
предложений, между частями которых
ставятся тире и точка с запятой.
42.
1
1
оборотом.
Сопоставительный
анализ случаев выделения и
невыделения в письменной речи
оборота со значением сравнения.
Знаки препинания
грамматически не
членами
Интонационные
пунктуационные
предложений
с
словами.
при словах,
связанных с
предложения.
и
особенности
вводными
Семантико-грамматические
отличия вводных слов от
созвучных членов предложения.
1
1
1
1
1
1
Уместное употребление в
письменной речи разных смысловых групп вводных слов.
Интонационные
и
пунктуационные
особенности
предложений с обращениями.
Речевые формулы обращений,
используемые в письменной речи.
Пунктуационное выделение
междометий.
Пунктуационное
выделение
утвердительных, отрицательных,
вопросительно-восклицательных
слов (нет уж, что ж, как же,
что усеи др.).
(16)
1
1
1
Грамматические
и
пунктуационные
особенности
сложных предложений. Виды
сложных предложений.
Знаки препинания между частями
сложносочинённого предложения.
1
1
Интонационные и смысловые
особенности предложений, между
частями которых ставятся точка с
запятой.
15
49.
Интонационные и смысловые особенности
предложений, между частями которых
ставятся тире и точка с запятой.
1
Интонационные и смысловые
особенности предложений, между
частями которых ставится тире.
50.
Интонационные и смысловые особенности
предложений, между частями которых
ставятся запятая и тире.
1
51.
Интонационные и смысловые особенности
предложений, между частями которых
ставятся запятая и тире.
Интонационные и смысловые особенности
сложноподчиненных предложений.
Интонационные и смысловые
особенности предложений, между
частями которых ставятся запятая
и тире.
1
53.
Интонационные и смысловые особенности
сложноподчиненных предложений.
1
54.
Семантико-интонационный анализ как
основа выбора знака препинания в
бессоюзном сложном предложении.
1
55.
Семантико-интонационный анализ как
основа выбора знака препинания в
бессоюзном сложном предложении.
1
56.
Грамматико-интонационный анализ
предложений, состоящих из трех и более
частей.
1
57.
Грамматико-интонационный анализ
предложений, состоящих из трех и более
частей.
1
58.
Выбор знаков препинания внутри сложной
синтаксической конструкции.
Знаки препинания при сочетании союзов.
1
59.
Выбор знаков препинания внутри сложной
синтаксической конструкции.
Знаки препинания при сочетании союзов.
1
52.
Знаки препинания при передаче чужой речи
60.
Грамматико-интонационный анализ
предложений с прямой и косвенной
речью. Грамматические и пунктуационные
особенности оформления на письме цитат.
61.
62.
Грамматико-интонационный анализ
предложений с прямой и косвенной
речью. Грамматические и пунктуационные
особенности оформления на письме цитат.
Знаки препинания в связном тексте
Связный текст как совокупность
1
(2)
1
Употребление знаков препинания
между
частями
сложноподчинённого предложения.
Семантико-интонационный
анализ как основа выбора знака
препинания
в
бессоюзном
сложном предложении.
Грамматико-интонационный
анализ предложений, состоящих
из трех и более частей, и выбор
знаков препинания внутри сложной синтаксической конструкции.
Выбор знаков препинания внутри
сложной синтаксической
конструкции.
Знаки препинания при сочетании
союзов.
Сочетание
знаков
препинания.
Прямая
и
косвенная
речь.
Оформление на письме прямой
речи и диалога.
Разные способы оформления на
письме цитат.
1
(7)
1
Связный текст как совокупность
16
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
предложений, объединённых одной
мыслью, общей стилистической
направленностью и единым
эмоциональным настроем.
Связный текст как совокупность
предложений, объединённых одной
мыслью, общей стилистической
направленностью и единым
эмоциональным настроем.
Варианты пунктуационного оформления с
учётом контекста.
Абзац как пунктуационный знак,
передающий структурно-смысловое
членение текста.
Обобщение «Пунктуация как система
правил расстановки знаков препинания».
Обобщение «Пунктуация как система
правил расстановки знаков препинания».
Обобщение «Пунктуация как система
правил расстановки знаков препинания».
Уральский диалект
Грамматические,
синтаксические и
пунктуационные особенности диалекта
Урала.
Грамматические,
синтаксические и
пунктуационные особенности диалекта
Урала.
1
предложений, объединённых
одной мыслью, общей
стилистической направленностью
и единым эмоциональным
настроем.
1
Авторские знаки.
1
Абзац как пунктуационный знак,
передающий
структурносмысловое членение текста.
Пунктуация как система правил
расстановки знаков препинания.
Знаки препинания в конце
предложения. Знаки препинания
внутри простого предложения.
Знаки препинания между частями
сложного предложения. Знаки
препинания при передаче чужой
речи. Знаки препинания в связном
тексте.
1
1
1
(2)
1
Грамматические, синтаксические и
пунктуационные
особенности
Урала.
1
17