.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.23
к Основной образовательной программе среднего общего образования
муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Сладковская
средняя общеобразовательная школа»
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Слободо-Туринский муниципальный отдел управления образованием
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Сладковская средняя общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДЕНО
Приказом МАОУ "Сладковская СОШ"
№ 70-д от «28» августа 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу
«Русское правописание:
орфография и пунктуация»
для 10-11 классов
Составители:
Воробей Марина Михайловна,
учитель русского языка и литературы
Шишкина Алёна Викторовна,
учитель русского языка и литературы
с. Сладковское 2025
1. Планируемые результаты освоения учебного курса
Результаты изучения учебного (элективного) курса по выбору обучающихся должны отражать:
1) развитие личности обучающихся средствами предлагаемого для изучения учебного предмета,
курса: развитие общей культуры обучающихся, их мировоззрения, ценностно-смысловых
установок, развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных способностей, готовности
и способности к саморазвитию и профессиональному самоопределению;
2) овладение систематическими знаниями и приобретение опыта осуществления целесообразной и
результативной деятельности;
3) развитие способности к непрерывному самообразованию, овладению ключевыми
компетентностями, составляющими основу умения: самостоятельному приобретению и
интеграции знаний, коммуникации и сотрудничеству, эффективному решению (разрешению)
проблем, осознанному использованию информационных и коммуникационных технологий,
самоорганизации и саморегуляции;
4) обеспечение академической мобильности и (или) возможности поддерживать избранное
направление образования;
5) обеспечение профессиональной ориентации обучающихся.
Планируемые личностные результаты
Личностные результаты включают:
1) Осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы личности,
как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой науки и культуры через
источники информации на русском языке, в том числе мультимедийные; понимание
необходимости бережного отношения к национальному культурно- языковому наследию России и
ответственности людей за сохранение чистоты и богатства родного языка как культурного
достояния нации.
2) Осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации
человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к
самообразованию от уровня владения русским языком; понимание роли родного языка для
самопознания, самооценки, самореализации, самовыражения личности в различных областях
человеческой деятельности.
3) Представление о лингвистике как части общечеловеческой культуры, о взаимосвязи языка и
истории, языка и культуры русского и других народов.
4) Представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность
анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого
высказывания.
5) Существенное увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря;
расширение круга используемых языковых и речевых средств.
6) Понимание зависимости успешности получения высшего филологического образования от
уровня владения русским языком.
7) Представление о лингвистике как части общечеловеческой культуры, о взаимосвязи языка и
истории, языка и культуры русского и других народов.
Планируемые метапредметные результаты
Метапредметные результаты включают три группы универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
определить, что цель достигнута;
жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
ситуациях;
достижения поставленной цели;
материальные и нематериальные затраты;
2
цели;
авлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
фиксировать противоречия в информационных источниках;
-схематические средства для представления существенных
связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения,
рассматривать их как ресурс собственного развития;
для широкого переноса средств и способов действия;
льную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны
других участников и ресурсные ограничения;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
ствлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
взаимодействия;
и письменных) языковых средств;
выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных
суждений.
Планируемые предметные результаты
В результате обучения по Программе учебного (элективного) курса обучающийся научится:
ого знания;
ними;
ия правильности,
точности и уместности их употребления при оценке собственной и чужой речи;
выразительности русского языка);
ратуры от других разновидностей современного
русского языка;
усиления выразительности речи;
усского
языкознания;
диалогической речи;
3
информацию в прослушанном тексте;
одить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и
анализировать полученную информацию;
информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и
представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
дать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе
при обсуждении дискуссионных проблем;
-научной и
официально-деловой сферах общения;
речевойсамоконтроль;
нормах русского литературного языка;
и спектра используемых языковых средств;
художественной литературы).
Обучающийся получит возможность научиться:
описывать социальные функции русского языка;
использовать его результаты в практической речевой деятельности;
нозначную интерпретацию;
статьи, рецензии, резюме;
стический анализ текста в соответствии с его функциональностилевой и жанровой принадлежностью;
осуществлять речевой самоконтроль, самооценку, самокоррекцию;
ты различных стилей и жанров на основе знаний о
нормах русского литературного языка;
способностей и культуры
речи.
Содержание учебного курса
10 класс
Особенности письменного общения
Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. Единство двух сторон общения:
передача и восприятие смысла речи. Виды речевой деятельности: говорение (передача смысла с помощью
речевых сигналов в устной форме) — слушание (восприятие речевых сигналов, принятых на слух); письмо
(передача смысла с помощью графических знаков) — чтение (смысловая расшифровка графических знаков).
Формы речевого общения: письменная и устная.
Речевая ситуация и языковой анализ речевого высказывания: от смысла -к средствам его выражения-в устной
речи - в письменной речи
Особенности письменной речи: использование для передачи мысли средств письма (букв, знаков препинания,
4
дефиса, пробела); ориентация на зрительное восприятие текста и невозможность учитывать немедленную
реакцию адресата; возможность возвращения к написанному, совершенствования текста и т. д. Формы
письменных высказываний и их признаки (письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи,
сочинения — разные типы, конспекты, планы, рефераты и т. п.).
Возникновение и развитие письма как средства общения.
Орфография
Орфография как система правил правописания
Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского правописания.
Некоторые сведения из истории русской орфографии.
Роль орфографии в письменном общении людей, ее возможности для более точной передачи смысла речи.
Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста. Различные способы передачи
содержащейся в правиле информации: связный текст, план, тезисы, схема, таблица, алгоритм и др.
Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них: 1) правописание морфем («пиши
морфему единообразно»); 2) слитные, дефисные и раздельные написания («пиши слова отдельно друг от друга,
а части слов слитно, реже — через дефис»); 3) употребление прописных и строчных букв («пиши с прописной
буквы имена, собственные, со строчной — нарицательные»); 4) перенос слова («переноси слова по слогам»).
Правописание морфем
Система правил, связанных с правописанием морфем. Принцип единообразного написания морфем —
ведущий принцип русского правописания (морфематический).
Правописание корней.Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня. Роль смыслового
анализа при подборе однокоренного проверочного слова,
Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; е и э в заимствованных словах.
Правила, нарушающие единообразие написания корня (ы и ив корне после приставок); понятие о фонетическом
принципе написания.
Группы корней с чередованием гласных 1) -кас-//-кос-;
-лаг~//-лож-; -бир-//-6ер-; -пшр-//-тер-; -стил-//-стел-идр. (зависимость от глагольного суффикса -а-); 2) -рост-//
-рос-; -скак-//-скоч- (зависимость от последующего согласного); 3) -гар-//-гор-; -твар-//-твор-; -клан-//-клон-; зар-//-зор- (зависимость от ударения); 4) корни с полногласными и неполногласными сочетаниями оло//ла;
оро//ра; ере//ре; ело//ле.
Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих; непроизносимых; удвоенных. Чередование
согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности (доска — дощатый, очки — очечник).
Правописание иноязычных словообразовательных элементов (лог, фил, гео, фон и т. п.).
Правописание приставок. Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания: 1)
приставки на з//с — фонетический принцип; 2) все остальные приставки (русские и иноязычные по
происхождению) — морфематический принцип написания. Роль смыслового анализа слова при различении
приставок при- и пре-.
Правописание суффиксов. Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи.
Роль морфемно-словообразовательного анализа слова при выборе правильного написания суффиксов.
Типичные суффиксы имён существительных и их написание: -аръ-, -тель-, -ник-, -изн(а), -есть- (-ость-), -ени(е)
и др. Различение суффиксов -чик- и -щик- со значением лица. Суффиксы -ек- и -ик, -ец- и -иц- в именах
существительных со значением уменьшительности.
Типичные суффиксы прилагательных и их написание: -оват-(-еват-), -евит-, -лив-, -чив-, -чат-, -ист-, -оньк- (енък-) и др. Различение на письме суффиксов -ив- и -ев-, -к- и -ск-в именах прилагательных. Особенности
образования сравнительной степени и превосходной степени прилагательных и наречий и написание
суффиксов в этих формах слов.
Типичные суффиксы глагола и их написание: -и-, -е-, -а-, -ка-, -ва-, -ирова-, -ича-, -ему- и др. Различение на
письме глагольных суффиксов -ова- (-ева-) и -ыва- (-ива-). Написание суффикса -е- или -и- в глаголах с
приставкой обез-//о6ес- (обезлесеть — обезлесить)', -тьсяи –тся в глаголах
Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Выбор суффикса причастия настоящего времени
в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суффикса при образовании причастий
прошедшего времени (посеять — посеявший — посеянный).
Правописание н и ннв полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от
существительных или глаголов.
Правописание окончаний. Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи.
5
Различение окончаний –еи-и в именах существительных. Правописание личных окончаний глаголов.
Правописание падежных окончаний полных прилагательных и причастий.
Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: о и е
после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании; правописание ы и ипосле ц; употребление разделительных
ъиь.
Правописание согласных на стыке морфем (матросский, петроградский); написание сочетаний чк, щн, нч,
нщ,рч,рщ, чк, ннвнутри отдельной морфемы и на стыке морфем; употребление ь для обозначения мягкости
согласного внутри морфемы и на стыке морфем.
Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова. Орфографический анализ морфемнословообразовательных моделей слов…нный,без..ность, …остныйи т. п.).
Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи.
Этимологическая справка как приём объяснения написания морфем.
Использование орфографических, морфемных и словообразовательных словарей для объяснения правильного
написание слов.
Прием поморфемной записи слов (рас-чес-ыва-ющ-ий, не- за-пятн-а-нн-ый, масл-ян-ист-ого, о-цепл-ени-ё) и его
практическая значимость.
Слитные, дефисные и раздельные написания
Система правил данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе
правильного написания.
Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. Грамматико-семантический анализ
при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи. Различение приставки ни-и слова ни
(частицы, союза).
Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное, дефисное и раздельное написание приставок
в наречиях. Историческая справка о происхождении некоторых наречий.
Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов
чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, поскольку и др. от созвучных сочетаний слов.
Образование и написание сложных слов (имена существительные, прилагательные, наречия). Смысловые и
грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний
(многообещающий — много обещающий).
Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи.
Работа со словарем «Слитно или раздельно?».
Написание строчных и прописных букв
Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.
Работа со словарем «Строчная или прописная?»
Уральский диалект
Фонетические особенности диалекта Урала.
Лексические особенности диалекта Урала.
11 класс
Речевой этикет в письменном общении
Речевой этикет как правила речевого поведения. Речевая ситуация и употребление этикетных форм
извинения, просьбы, благодарности, приглашения и т. п. в письменной речи.
Речевой этикет в частной и деловой переписке. Из истории эпистолярного жанра в России. Зачины и
концовки современных писем, обращения к адресату, письменные формы поздравления, приглашения,
приветствия.
Особенности речевого этикета при дистанционном письменном общении (SМS-сообщения,
электронная почта, телефакс и др.).
Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических
чатах Интернета.
Пунктуация
Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания
Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Основное назначение пунктуации — расчленять
письменную речь для облегчения ее понимания. Принципы русской пунктуации: грамматический,
смысловой, интонационный.
6
Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация.
Основные функции пунктуационных знаков. Разделительные, выделительные знаки препинания, знаки
завершения.
Разделы русской пунктуации: 1) знаки препинания в конце предложения; 2) знаки препинания внутри
простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте.
Знаки препинания в конце предложения
Предложение и его основные признаки; интонация конца предложений. Границы предложения,
отражение ее на письме. Употребление точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце
предложения. Выбор знака препинания с учётом особенностей предложения по цели высказывания и
эмоциональной окрашенности.
Употребление многоточия при прерывании речи. Смысловая роль этого знака. Знаки препинания в
начале предложения: многоточие, кавычки, тире в диалоге.
Знаки препинания внутри простого предложения
Система правил данного раздела пунктуации. Знаки препинания между членами предложения. Тире
между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении; интонационные особенности этих
предложений.
Знаки препинания между однородными членами предложения. Грамматические и интонационные
особенности предложений с однородными членами; интонация перечисления.
Однородные члены, не соединённые союзом. Однородные члены, соединённые неповторяющимися
союзами. Однородные члены, соединённые повторяющимися союзами. Однородные члены,
соединённые двойными союзами. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с
обобщающими словами при однородных членах.
Однородные и неоднородные определения, их различение на основе семантико-грамматической и
интонационной характеристики предложения и его окружения (контекста).
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Интонационные особенности
предложений с обособленными членами.
Обособленные определения распространённые и нераспространённые, согласованные и
несогласованные. Причастный оборот как особая синтаксическая конструкция. Грамматикопунктуационные отличия причастного и деепричастного оборотов.
Обособления приложений.
Обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным оборотом.
Смысловые и интонационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами,
выраженными именем существительным в косвенном падеже.
Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными дополнениями.
Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме уточняющих, поясняющих и
присоединительных членов предложения.
Знаки препинания в предложениях со сравнительным оборотом. Сопоставительный анализ случаев
выделения и невыделения в письменной речи оборота со значением сравнения.
Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Интонационные и
пунктуационные особенности предложений с вводными словами. Семантико-грамматические отличия
вводных слов от созвучных членов предложения. Уместное употребление в письменной речи разных
смысловых групп вводных слов.
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Речевые формулы
обращений, используемые в письменной речи.
Пунктуационное выделение междометий, утвердительных, отрицательных, вопросительновосклицательных слов (нет уж, что ж, как же, что усеи др.).
Знаки препинания между частями сложного предложения
Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных
предложений.
Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения. Интонационные и смысловые
особенности предложений, между частями которых ставятся знаки тире, запятая и тире, точка с
запятой.
Употребление знаков препинания между частями сложноподчинённого предложения.
Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном сложном
предложении.
7
Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих из трех и более частей, и выбор знаков
препинания внутри сложной синтаксической конструкции. Знаки препинания при сочетании союзов.
Сочетание знаков препинания.
Знаки препинания при передаче чужой речи
Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи и диалога. Разные способы оформления
на письме цитат.
Знаки препинания в связном тексте
Связный текст как совокупность предложений, объединённых одной мыслью, общей стилистической
направленностью и единым эмоциональным настроем. Поиски оптимального пунктуационного
варианта с учётом контекста. Авторские знаки.
Абзац как пунктуационный знак, передающий структурно-смысловое членение текста.
Уральский диалект
Грамматические особенности Урала.
Синтаксические особенности диалекта Урала.
Пунктуационные особенности диалекта Урала.
3. Тематическое планирование
с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
10 класс
№
Наименование разделов, тем
п/п
Особенности письменного общения
Кол-во
часов
(2)
Содержание
1.
Речевое общение. Виды речевой
деятельности.
1
Речевое общение как взаимодействие между
людьми посредством языка. Единство двух
сторон общения: передача и восприятие смысла
речи. Виды речевой деятельности: говорение
(передача смысла с помощью речевых сигналов в
устной форме) — слушание (восприятие речевых
сигналов, принятых на слух); письмо (передача
смысла с помощью графических знаков) —
чтение (смысловая расшифровка графических
знаков).
2.
Особенности письменной
речи.
1
Формы речевого общения: письменная и устная.
Речевая ситуация и языковой анализ речевого
высказывания: от смысла-к средствам его
выраженияв устной речи - в письменной речи
Особенности письменной речи: использование
для передачи мысли средств письма (букв, знаков
препинания, дефиса, пробела); ориентация на
зрительное восприятие текста и невозможность
учитывать немедленную реакцию адресата;
возможность возвращения к написанному,
совершенствования текста и т. д. Формы
письменных высказываний и их признаки
(письма, записки, деловые бумаги, рецензии,
статьи, репортажи, сочинения — разные типы,
конспекты, планы, рефераты и т. п.).
Возникновение и развитие письма как средства
общения.
8
Орфография как система правил
правописания
3.
Русское правописание. Роль
орфографии в письменном
общении людей.
4.
5.
6.
7.
8.
(1)
1
Орфография
Правописание морфем
Принцип
единообразного
написания
морфем
—
ведущий принцип русского
правописания
(морфематический).
Система
правил,
регулирующих
написание
гласных корня.
(31)
Правила,
нарушающие
единообразие
написания
корня.
Понятие
о
фонетическом принципе написания.
Орфографический анализ
структурносемантических групп
корней с чередованием
гласных.
1
Орфографический анализ
структурно-семантических
групп корней с чередованием
гласных.
1
Русское правописание. Орфография и пунктуация
как разделы русского правописания.
Некоторые сведения из истории русской
орфографии.
Роль орфографии в письменном общении людей,
ее возможности для более точной передачи
смысла речи.
Орфографическое правило как разновидность
учебно-научного текста. Различные способы
передачи содержащейся в правиле информации:
связный текст, план, тезисы, схема, таблица,
алгоритм и др.
1
Система правил, связанных с правописанием
морфем. Принцип единообразного написания
морфем — ведущий принцип русского
правописания (морфематический).
2
Система правил, регулирующих написание
гласных корня. Роль смыслового анализа при
подборе однокоренного проверочного слова,
Правописание гласных корня: безударные
проверяемые и непроверяемые; е и э в
заимствованных словах.
Правила, нарушающие единообразие написания
корня (ы и ив корне после приставок); понятие о
фонетическом принципе написания.
1
Группы корней с чередованием гласных 1) -кас//-кос-;
-лаг~//-лож-; -бир-//-6ер-; -пшр-//-тер-; -стил-//стел-идр. (зависимость от глагольного суффикса
-а-); 2) -рост-//
-рос-; -скак-//-скоч- (зависимость от
последующего согласного); 3) -гар-//-гор-; -твар//-твор-; -клан-//-клон-; -зар-//-зор- (зависимость
от ударения); 4) корни с полногласными и
неполногласными сочетаниями оло//ла; оро//ра;
ере//ре; ело//ле.
Группы корней с чередованием гласных 1) -кас//-кос-;
-лаг~//-лож-; -бир-//-6ер-; -пшр-//-тер-; -стил-//стел-идр. (зависимость от глагольного суффикса
-а-); 2) -рост-//
-рос-; -скак-//-скоч- (зависимость от
последующего согласного); 3) -гар-//-гор-; -твар//-твор-; -клан-//-клон-; -зар-//-зор- (зависимость
от ударения); 4) корни с полногласными и
неполногласными сочетаниями оло//ла; оро//ра;
ере//ре; ело//ле.
9
Орфографический анализ
структурносемантических
групп
корней
с
чередованием
гласных.
Орфографические трудности,
связанные с чередованием
согласных в корне. Грамматикосемантический анализ корней с
чередованием согласных.
Правописание иноязычных
словообразовательных элементов.
1
Обозначение на письме согласных корня: звонких
и глухих; непроизносимых; удвоенных.
2
Чередование согласных в корне и связанные с
этим орфографические трудности (доска — дощатый, очки — очечник).
1
12.
Фонетический принцип написания
приставок.
1
13.
Морфематический и смысловой
принципы написания приставок.
Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных
частей речи.
Роль
морфемнословообразовательного
анализа слова при выборе
правильного
написания
суффиксов.
Морфемно-словообразовательный
анализ суффиксов имён
существительных и их написание.
1
Правописание иноязычных
словообразовательных элементов (лог, фил, гео,
фон и т. п.).
Деление приставок на группы, соотносимые с
разными принципами написания: 1) приставки на
з//с — фонетический принцип; 2) все остальные
приставки (русские и иноязычные по
происхождению) — морфематический принцип
написания.
Роль смыслового анализа слова при различении
приставок при- и пре-.
Правописание суффиксов. Система правил,
связанных с написанием суффиксов в словах
разных частей речи.
Роль морфемно-словообразовательного анализа
слова при выборе правильного написания
суффиксов.
17.
Морфемно-словообразовательный
анализ суффиксов имён
прилагательных и их написание.
1
18.
Типичные суффиксы глагола и их
написание. Образование причастий
с помощью специальных
суффиксов.
1
9.
10.
11.
14.
15.
16.
1
1
1
Типичные суффиксы имён существительных и их
написание:
-аръ-, -тель-, -ник-, -изн(а), -есть- (-ость-), ени(е) и др. Различение суффиксов -чик- и -щиксо значением лица. Суффиксы -ек- и -ик, -ец- и иц- в именах существительных со значением
уменьшительности.
Типичные суффиксы прилагательных и их
написание: -оват-(-еват-), -евит-, -лив-, -чив-, чат-, -ист-, -оньк- (-енък-) и др. Различение на
письме суффиксов -ив- и -ев-, -к- и -ск-в именах
прилагательных. Особенности образования
сравнительной степени и превосходной степени
прилагательных и наречий и написание
суффиксов в этих формах слов.
Типичные суффиксы глагола и их написание: -и-,
-е-, -а-, -ка-, -ва-, -иров-, -ича-, -ему- и др.
Различение на письме глагольных суффиксов ова- (-ева-) и -ыва- (-ива-). Написание суффикса е- или -и- в глаголах с приставкой обез-//о6ес(обезлесеть — обезлесить)', -тьсяи–тся в
глаголах
Образование причастий с помощью специальных
суффиксов. Выбор суффикса причастия
настоящего времени в зависимости от спряжения
10
Система
правил,
регулирующих правописание н
инн в полных и кратких
формах причастий, а также в
прилагательных, образованных
от существительных или
глаголов.
Система
правил,
регулирующих правописание н
и нн в полных и кратких
формах причастий, а также в
прилагательных, образованных
от существительных или
глаголов.
Система
правил,
регулирующих правописание
окончаний слов разных частей
речи.
1
22.
Правописание согласных на
стыке морфем.
1
23.
Взаимосвязь значения, морфемного
строения и написания слова.
1
24.
Система
правил,
регулирующих правописание ь
после шипящих в словах
разных частей речи.
Этимологическая справка как
приём объяснения написания
морфем.
Слитные,
дефисные
и
раздельные написания
Орфограммы, связанные с
различением
на
письме
2
19.
20.
21.
25.
26.
глагола. Сохранение на письме глагольного
суффикса при образовании причастий
прошедшего времени (посеять — посеявший —
посеянный).
Правописание н и ннв полных и кратких формах
причастий, а также в прилагательных,
образованных от существительных или глаголов.
1
Правописание н и ннв полных и кратких формах
причастий, а также в прилагательных,
образованных от существительных или глаголов.
1
Правописание окончаний. Система правил,
регулирующих правописание окончаний слов
разных частей речи.
Различение окончаний –еи-и в именах
существительных. Правописание личных
окончаний глаголов. Правописание падежных
окончаний полных прилагательных и причастий.
Орфографические правила, требующие
различения морфем, в составе которых находится
орфограмма: о и е после шипящих и ц в корне,
суффиксе и окончании; правописание ы и и
послец; употребление разделительных ъ и ь .
Правописание согласных на стыке морфем
(матросский, петроградский); написание
сочетаний чк, щн, нч, нщ,рч,рщ, чк, ннвнутри
отдельной морфемы и на стыке морфем;
употребление ь для обозначения мягкости
согласного внутри морфемы и на стыке морфем.
Взаимосвязь значения, морфемного строения и
написания слова. Орфографический анализ
морфемно-словообразовательных моделей
слов…нный,без..ность, …остный и т.п.).
Прием поморфемной записи слов (рас-чес-ывающ-ий, не- за-пятн-а-нн-ый, масл-ян-ист-ого, оцепл-ени-ё) и его практическая значимость.
Правописание ь после шипящих в словах разных
частей речи.
1
Этимологическая справка как приём объяснения
написания морфем.
1
Слитные, дефисные и раздельные написания.
Система правил данного раздела правописания.
11
27.
служебного слова и морфемы.
Грамматико-семантический
анализ при выборе слитного и
раздельного написания не с
разными частями речи.
1
28.
Грамматико-орфографические
отличия приставки и предлога.
1
29.
Система правил,
регулирующих слитное,
дефисное и раздельное написание
приставок в наречиях.
Особенности написания
производных предлогов.
Смысловые, грамматические и
орфографические отличия союзов
от созвучных сочетаний слов.
Правила, регламентирующие
употребление дефиса при
написании знаменательных и
служебных частей речи.
Написание строчных и
прописных букв
Роль
смыслового
и
грамматического анализа при
выборе
строчной
или
прописной буквы.
Обобщение «Орфография как
система
правил
правописания».
Уральский диалект
Уральский
диалект.
Фонетические
особенности
диалекта Урала. Лексические
особенности диалекта Урала.
1
30.
31.
32.
33.
34.
35.
Роль смыслового и грамматического анализа
слова при выборе правильного написания.
Грамматико-семантический анализ при выборе
слитного и раздельного написания не с разными
частями речи.
Орфограммы, связанные с различением на письме
служебного слова и морфемы. Различение
приставки ни-и слова ни (частицы, союза).
Грамматико-орфографические отличия приставки
и предлога.
Слитное, дефисное и раздельное написание
приставок в наречиях. Историческая справка о
происхождении некоторых наречий.
1
Особенности написания производных предлогов.
1
Смысловые, грамматические и орфографические
отличия союзов чтобы, также, тоже, и др. от
созвучных сочетаний слов.
Употребление дефиса при написании
знаменательных и служебных частей речи.
1
1
Роль смыслового и грамматического анализа при
выборе строчной или прописной буквы.
Работа со словарем «Строчная или прописная?».
1
Правописание морфем. Слитные, дефисные и раздельные
написания. Написание строчных и прописных букв.
(1)
1
Особенности
уральского
диалекта.
Фонетические особенности диалекта Урала.
Лексические особенности диалекта Урала.
11 класс
№
п/п
1.
Наименование разделов, тем
Речевой этикет
в письменном общении
Речевой этикет как правила
речевого поведения. Речевой
этикет в частной и деловой
переписке.
Кол-во
часов
Содержание
(2)
1
Речевой этикет как правила речевого
поведения. Речевая ситуация и употребление
этикетных
форм
извинения,
просьбы,
благодарности, приглашения и т. п. в
письменной речи.
Речевой этикет в частной и деловой переписке.
Из истории эпистолярного жанра в России.
Зачины и концовки современных писем,
обращения к адресату, письменные формы
12
2.
3.
Особенности речевого этикета
при дистанционном письменном общении.
1
Пунктуация как система
правил расстановки знаков
препинания
Грамматический, смысловой,
интонационный принципы
русской пунктуации. Разделы
русской пунктуации.
(1)
1
Знаки препинания в конце
предложения
Граница предложения,
отражение ее на письме.
(1)
Знаки препинания внутри простого
предложения
5.
Знаки препинания между
членами предложения.
(17)
4.
6.
Грамматические и интонационные особенности
предложений с
пунктуационным знаком тире.
1
1
1
поздравления, приглашения, приветствия.
Особенности
речевого
этикета
при
дистанционном письменном общении (SМSсообщения, электронная почта, телефакс и др.).
Основные правила письменного общения в
виртуальных дискуссиях, конференциях на
тематических чатах Интернета.
Некоторые сведения из истории русской
пунктуации. Основное назначение пунктуации
— расчленять письменную речь для облегчения
ее понимания. Принципы русской пунктуации:
грамматический, смысловой, интонационный.
Структура предложения и пунктуация. Смысл
предложения, интонация и пунктуация.
Основные функции пунктуационных знаков.
Разделительные, выделительные знаки
препинания, знаки завершения. Разделы
русской пунктуации: 1) знаки препинания в
конце предложения; 2) знаки препинания
внутри простого предложения; 3) знаки
препинания между частями сложного
предложения; 4) знаки препинания при
передаче чужой речи; 5) знаки препинания в
связном тексте.
Предложение и его основные признаки;
интонация конца предложений. Граница
предложения, отражение ее на письме. Употребление
точки,
вопросительного
и
восклицательного знаков в конце предложения.
Выбор
знака
препинания
с
учётом
особенностей
предложения
по
цели
высказывания и эмоциональной окрашенности.
Употребление многоточия при прерывании
речи. Смысловая роль этого знака. Знаки
препинания в начале предложения: многоточие,
кавычки, тире в диалоге.
Система правил данного раздела пунктуации.
Знаки препинания между членами
предложения.
Тире между подлежащим и сказуемым.
Тире в неполном предложении; интонационные
особенности этих предложений.
13
7.
Грамматические и
интонационные особенности
предложений с однородными
членами и предложений с
обобщающими словами при
однородных членах.
1
Знаки препинания между однородными
членами предложения. Грамматические и
интонационные особенности предложений с
однородными
членами;
интонация
перечисления.
Однородные члены, не соединённые союзом.
Однородные
члены,
соединённые
неповторяющимися союзами. Однородные
члены,
соединённые
повторяющимися
союзами. Однородные члены, соединённые
двойными союзами.
Интонационные
и
пунктуационные
особенности предложений с обобщающими
словами при однородных членах.
8.
Различение однородных и
неоднородных определений
на основе семантикограмматической и
интонационной характеристики предложения и
контекста.
9.
Интонационные особенности
предложений с
обособленными членами.
1
10.
Грамматико-пунктуационные
отличия причастного и
деепричастного оборотов.
1
11.
Смысловые и интонационные
особенности предложений с
обособленными
приложениями.
Смысловые и интонационные
особенности предложений с
обособленными
обстоятельствами,
выраженными
одиночным
деепричастием
и
деепричастным оборотом.
Смысловые и интонационные
особенности предложений с
обособленными
обстоятельствами,
выраженными именем
существительным в
косвенном падеже.
Смысловая и интонационная
характеристика предложений
1
Обособления приложений.
1
Обособление
обстоятельств,
выраженных
одиночным деепричастием и деепричастным
оборотом.
1
Смысловые и интонационные особенности
предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными именем
существительным в косвенном падеже.
1
Смысловая и интонационная характеристика
предложений с обособленными дополнениями.
12.
13.
14.
Однородные и неоднородные определения, их
различение
на
основе
семантикограмматической и интонационной характеристики предложения и его окружения
(контекста).
Знаки
препинания
в
предложениях
с
обособленными
членами.
Интонационные
особенности предложений с обособленными
членами.
Причастный оборот как особая синтаксическая
конструкция.
Обособленные определения распространённые
и нераспространённые, согласованные и
несогласованные. Грамматико-пунктуационные
отличия причастного и деепричастного
оборотов.
14
с обособленными
дополнениями.
15.
Интонация и знаки
препинания при уточняющих,
поясняющих и
присоединительных членах
предложения.
16.
Сопоставительный анализ
случаев выделения и
невыделения в письменной
речи оборота со значением
сравнения.
17.
Интонационные и
пунктуационные особенности
предложений со словами,
грамматически не связанными
с членами предложения.
18.
Семантико-грамматические
отличия вводных слов от
созвучных членов
предложения.
19.
Уместное употребление в
письменной речи разных
смысловых групп вводных
слов.
20.
Интонационные и
пунктуационные особенности
предложений с обращениями.
Грамматико-интонационный
анализ предложений с
междометиями.
21.
Пунктуационное выделение
утвердительных,
отрицательных,
вопросительновосклицательных слов.
Знаки препинания между частями
сложного предложения
22.
Грамматические и
пунктуационные особенности
сложных предложений.
23.
Интонационные и смысловые
особенности
сложносочиненных
предложений.
24.
Интонационные и смысловые
особенности предложений,
между частями которых
ставятся тире и точка с
запятой.
25.
Интонационные и смысловые
особенности предложений,
1
Выделение голосом при произношении и
знаками препинания на письме уточняющих,
поясняющих и присоединительных членов
предложения.
1
Знаки препинания в предложениях со
сравнительным оборотом. Сопоставительный
анализ случаев выделения и невыделения в
письменной речи оборота со значением
сравнения.
Знаки препинания при словах, грамматически
не связанных с членами предложения.
Интонационные
и
пунктуационные
особенности предложений с вводными словами.
1
1
Семантико-грамматические отличия вводных
слов от созвучных членов предложения.
1
Уместное употребление в письменной речи
разных смысловых групп вводных слов.
1
Интонационные
и
пунктуационные
особенности предложений с обращениями.
Речевые формулы обращений, используемые в
письменной речи.
Пунктуационное выделение междометий.
1
Пунктуационное выделение утвердительных,
отрицательных,
вопросительновосклицательных слов (нет уж, что ж, как же,
что усе и др.).
(8)
1
1
1
1
Грамматические
и
пунктуационные
особенности сложных предложений. Виды
сложных предложений.
Знаки
препинания
между
частями
сложносочинённого предложения.
Интонационные и смысловые особенности
предложений, между частями которых ставятся
точка с запятой.
Интонационные и смысловые особенности
предложений, между частями которых ставится
тире.
Интонационные и смысловые особенности
предложений, между частями которых ставятся
15
между частями которых
ставятся запятая и тире.
26.
Интонационные и смысловые
особенности
сложноподчиненных
предложений.
27.
Семантико-интонационный
анализ как основа выбора
знака препинания в
бессоюзном сложном
предложении.
28.
Грамматико-интонационный
анализ предложений,
состоящих из трех и более
частей.
29.
Выбор знаков препинания
внутри сложной
синтаксической конструкции.
Знаки препинания при
сочетании союзов.
Знаки препинания при передаче
чужой речи
30.
Грамматико-интонационный
анализ предложений с
прямой и косвенной речью.
Грамматические и
пунктуационные особенности
оформления на письме цитат.
Знаки препинания в связном тексте
31.
Связный текст как
совокупность предложений,
объединённых одной мыслью,
общей стилистической
направленностью и единым
эмоциональным настроем.
32.
Варианты пунктуационного
оформления с учётом
контекста.
33.
Абзац как пунктуационный
знак, передающий
структурно-смысловое
членение текста.
34.
Обобщение «Пунктуация как
система правил расстановки
знаков препинания».
35.
Уральский диалект
Грамматические, синтаксические и
пунктуационные особенности
диалекта Урала.
запятая и тире.
1
Употребление знаков препинания между
частями сложноподчинённого предложения.
1
Семантико-интонационный анализ как основа
выбора знака препинания в бессоюзном
сложном предложении.
1
Грамматико-интонационный анализ
предложений, состоящих из трех и более
частей, и выбор знаков препинания внутри
сложной синтаксической конструкции.
Выбор знаков препинания внутри сложной
синтаксической конструкции.
Знаки препинания при сочетании союзов.
Сочетание знаков препинания.
1
(1)
1
(4)
1
Прямая и косвенная речь. Оформление на
письме прямой речи и диалога.
Разные способы оформления на письме цитат.
Связный текст как совокупность предложений,
объединённых одной мыслью, общей
стилистической направленностью и единым
эмоциональным настроем.
1
Авторские знаки.
1
Абзац как пунктуационный знак, передающий
структурно-смысловое членение текста.
1
Пунктуация как система правил расстановки
знаков препинания. Знаки препинания в конце
предложения. Знаки препинания внутри
простого предложения. Знаки препинания
между частями сложного предложения. Знаки
препинания при передаче чужой речи. Знаки
препинания в связном тексте.
(1)
1
Грамматические,
синтаксические
пунктуационные особенности Урала.
и
16