ПРИЛОЖЕНИЕ 1.20
к Основной образовательной программе среднего общего образования
муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Сладковская
средняя общеобразовательная школа»
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Слободо-Туринский муниципальный отдел управления образованием
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Сладковская средняя общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДЕНО
приказом МАОУ "Сладковская СОШ"
№ 70-д от «28» августа 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Индивидуальный проект»
для 10 класса
Составитель:
Болотова Ольга Леонидовна,
учитель истории и обществознания
с. Сладковское 2025
1. Планируемые результаты освоения учебного курса
Курс «Индивидуальный проект» носит деятельностный характер, призван обеспечить
овладение старшеклассниками совокупностью сложных умений, позволяющих эффективно
осуществлять учебное исследование.
В результате освоения курса учащиеся 10 класса научатся:
находить познавательную проблему исследования, определять ее внешние границы, разраб
отанность, перспективность и социальную значимость;
формулировать цель исследования по решению проблемы как достижение новых состояний
в какомлибо звене исследовательского процесса или как результата преодоления противоречия ме
жду должным и сущим, социальным и асоциальным, нравственным и безнравственным;
описывать проектируемый нормативный результат;
выдвигать гипотезы по реализации цели, направленной на решение проблемы исследования
формулировать задачи, направленные на реализацию позиций гипотезы и выполнение цели
исследования;
выбирать методы, адекватные задачам исследования;
планировать исследовательскую работу;
изучать теоретическую информацию, связанную с решаемой проблемой;
осуществлять при необходимости экспериментальную работу, то есть подбирать соответств
ующие методики эксперимента и техники регистрации текущих событий экспериментально
го процесса;
выделять этапы эксперимента;
собирать собственный материал в процессе подготовки исследования или проекта, анализи
ровать его,синтезировать, сравнивать, делать выводы на основании проведенного эксперим
ента в соответствии с выдвинутой гипотезой;
представлять данные исследовательской работы в обобщенном, структурированном виде в
форме письменного текста;
оценивать объективно процесс, промежуточные и конечные результаты учебного исследова
ния, в том числе и с социально-нравственных позиций;
выполнять презентации и стендовые доклады, чтобы продемонстрировать итоги исследоват
ельской или проектной деятельности;
презентовать и защищать результаты работы.
Учебное исследование характеризуется следующими признаками:
направленностью на формирование адекватного представления об изучаемом объекте в про
цессе решения реальной познавательной проблемы;
соблюдением требований научного исследования, чаще всего под руководством специалист
а – научного руководителя;
овладением необходимой совокупностью знаний и общеучебных умений по добыванию, пе
реработке и применению информации.
Следовательно, корректное проведение учебного исследования предполагает осуществление
такой
учебнопознавательной деятельности, когда учащиеся используют приемы, соответствующие методам
изучаемой науки, но не ограничиваются усвоением новых знаний, а применяют свои оригиналь
-ные решения
познавательной проблемы, используют широкий круг информационных источников. При таких
условиях
исследовательская деятельность старшеклассников приближается к исследовательской деятельности ученых, однако сохраняет отличительные признаки:
проблематика приближена к содержанию школьной программы;
в результате исследования доминирует субъективная научная новизна;
научный руководитель стремится обеспечить формирование и развитие учащегося в процессе учебного исследования.
2
Курс «Основы проектной и исследовательской деятельности» развивает у старшеклассников умения, которые
позволяют продуктивно выполнить все основные этапы разработки и реализации проекта:
представлять первый замысел желаемого продукта проектной или исследовательской деяте
льности;
анализировать ситуации, требующие изменения хода исследования;
ставить цель, уточнять представления о желаемом продукте;
формулировать задачи, конкретизирующие цель;
определять средства, последовательность и сроки работ по выполнению задач;
проводить работу и оформлять результаты;
представлять итоговый вариант желаемого продукта.
Если «внешним продуктом» проектной и исследовательской деятельности старшеклассника бу
дет написание
эссе, создание видеоклипа или проведение физического эксперимента, то «внутренним
продуктом» является
«выращивание» компетентности по корректному осуществлению исследовательской и проектной
деятельности.
2. Содержание учебного курса
Целостное освоение основных теоретических, технологических и ценностных позиций культуры исследовательской деятельности достигается за счет того, что темы курса выстроены в соответствии с логикой осуществления учебного исследования: от постановки познавательной проблемы до представления ее решения.
Курсносит культуротворческий характер, он совершенствует межличностное взаимодействие
учителя и ученика,в ходе которого происходит трансляция культурных традиций научного познан
ия. Данная форма является
созвучной особенностям подросткового возраста и подростковой субкультуре, организационно
Способствуяразрешению ряда задач в развитии личности подростка и вхождения его в пространст
во культуры».
В то же время в связи с метапредметным характером курса его программа предусматривает
гибкий характерсодержания, возможность его оперативной перекомпоновки. В зависимости
от запроса учащихся
освоение
умений по разработке и реализации проекта может доминировать над формированием культуры и
сследовательской деятельности. Возможно, в ходе прохождения курса педагог будет консультировать не только индивидуальные, но и коллективные проекты и исследования учащихся.
В содержании обучения курса можно выделить три направления.
1. Формирование представлений о роли и ценности научного познания, универсальном характере проектной деятельности, престиже образования и научной деятельности.
2. Формирование знаний о структуре, этапах, содержании исследовательской и проектной
работ, их методах.
3. Развитие общеучебных умений находить, перерабатывать и применять информацию.
Однако эти направления не выделяются в разделы курса, так как занятия призваны сопровождать работу
школьников над проектами или учебными исследованиями от этапа определения проблемы и
формулирования темы до взаимного рецензирования завершенных работ и подготовки доклада к их защите.
Поэтому
материал располагается таким образом, чтобы обеспечить педагогическую поддержку учебноисследовательской деятельности учащихся.
Занятия курса может дополнить внеклассная работа, деятельность детских объединений до
полнительного образования и такие мероприятия, как:
защита тем и паспортов проектных и исследовательских работ школьников в рамках кругл
3
ых столов,дискуссий, дебатов, посвященных обсуждению отдельных этапов учебных исследований учащихся и проблемам современной науки;
защита завершенных исследовательских работ школьников;
итоговая общешкольная конференция проектных и учебноисследовательских работ учащихся.
Следует отметить, что для освоения умений, предусмотренных курсом «Индивидуальный
проект», необходима поддержка учебных предметов, обеспечивающих
владение школьниками умениями:
– работать на компьютере в текстовых редакторах;
– работать с электронными источниками информации (интернет, CD-диски);
– обрабатывать на компьютере и представлять результаты в виде электронных презентаций.
В основу архитектоники курса «Основы проектной и исследовательской деятельности»
была положена
логика научного исследования: от выявления и формулирования проблемы до публичной
презентации ее решения.
Основные разделы учебного курса:
1. Барьер и трамплин исследования. В данной теме определение проблемы рассматривается как на
чало исследования.
2. Как найти интересную тему для исследования? В этой теме должны быть названы и проиллюстр
ированы основные требования к выбору темы исследования.
3.«Почему?» потребность исследования. Актуальность исследования достигается, если оно отвеча
ет насущной потребности практики и полученные результаты заполнят пробел в науке.
4. Общее и частное в исследовании. При определении объекта и предмета исследования подчеркив
ается, что предмет – это не часть объекта, а способ или аспект его рассмотрения.
5. Следующие шаги. В этой теме учебного курса должны быть определены и подробно обоснованы семьосновных этапов исследования: определение цели; формулирование гипотезы и задач иссл
едования; определение практической значимости; выбор методов ведения исследования; планиров
ание исследования; распределение ролей при работе в команде.
6. Обзор информационных источников - одна из составляющих исследовательской работы. В этой
Самой большой по объему теме должны быть названы и прокомментированы ключевые виды
литературных источников информации, освоены основные виды чтения, важнейшие виды
первичного фиксирования информации (простой и сложный планы, тезисы, конспект, пометки,
выписки, цитирование письменного текста) и приоритетные виды обобщения информации
(аннотация, реферат, таблицы, схемы, графики).
7. И в заключение. В этой теме раскрываются основные жанры представления результатов исследования.
8. Уважаемые члены комиссии! Эта тема учебного курса раскрывает основные принципы и правила написания защитной речи, рекомендации по ее устному представлению.
9. Успех презентации - залог признания и путь к номинации! Делается акцент на устной защите
с одновременной демонстрацией иллюстративного материала в редакторе презентаций.
10. Тезисы и рецензия - это тоже важно. В этой теме раскрываются основные правила создания
тезисов, рекомендации по написания рецензии.
Содержание и построение учебного курса должно побуждать старшеклассников к
самостоятельному поиску, формулированию и решению познавательных проблем, самостоятельной работе по освоению курса,подготовке проектов, проведению исследований. Этому
содействует справочно-методический аппарат
курса, многочисленные примеры из реальных учебных исследований и проектов, обобщающие
таблицы, проблемные и творческие вопросы и задания.
Курс рассчитан на 70 часов:
– 1 час в неделю для аудиторной работы;
– 1 час в неделю для работы учащегося над исследованием совместно с руководителем;
4
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
Тема урока
Совершенствование учебной деятельности старшеклассников.
Основные правила тайм-менеджмента.
Проект и исследование: общее и отличительное.
Определение проблемы как начала исследования.
Требование к выбору и формулировке темы.
Обоснование актуальности исследования или проекта.
Определение объекта и предмета исследования.
Определение цели исследования или проекта.
Формулировка гипотезы и задач исследования.
Определение практической значимости, выбор методов ведения
исследования.
Теоретические методы: анализ и синтез, сравнение, обобщение и
классификация, определение понятий.
Эмпирические методы: наблюдение, эксперимент, моделирование,
интервьюирование, анкетирование.
Простой и сложный планы.
Тезисы: оригинальные и вторичные.
Конспект письменного и устного текста.
Планирование. Работа команды и распределение ролей.
Обзор информационных источников.
Оформление работы и подготовка приложений.
Защитная речь.
Стендовый доклад.
Презентация проекта или исследования.
Основные правила написания тезисов и рецензии.
Проведение экспертизы своей и чужой деятельности. Критерии оценивания проекта.
Способы оценки. Самооценка.
Итого
Кол.
часов.
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
4
4
2
2
2
1
2
1
1
1
1
1
1
35
5
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
работу учащегося над исследованием совместно с руководителем
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
1213
1415
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
Тема урока
Школьный фонд проектов.
Выбор предметной области исследования.
Требования к итоговому проекту.
Список тем проектов, предложенных руководителем. Объекты исследования,
связанные с непосредственным окружением или средой обитания.
Формулировка темы итогового проекта.
Определение актуальности темы и проблемы.
Определение объекта и предмета исследования.
Формулирование цели, определение задач.
Формулировка гипотезы, ее необходимость.
Выбор методов исследования, практическая значимость проекта.
Составление плана работы.
Работа с каталогами и поисковыми системами.
Кол.
часов.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
Работа в библиотеке: работа в тематическом каталоге.
2
Подбор материалов по теме проекта / исследования.
Определение источников информации.
Планирование и проведение собственного исследования, сбор материала в виде
тезисов, конспектов, схем, таблиц, рисунков.
Определение положительных эффектов от реализации проекта/исследования.
Определение рисков при реализации проекта/исследования.
Обработка полученного материала в соответствии с целями и задачами.
Статистическая обработка материала и представление результатов в виде таблиц,
диаграмм, схем и т.п.
Систематизация и обобщение результатов работы. Формулирование выводов (цельрезультат)
Редактирование текста и оформления работы, проектного продукта. Обсуждение
способов оформления конечных результатов индивидуального проекта / исследования.
Технология презентации.
Практическое овладение научным стилем. Написание текста
исследовательской/проектной работы в соответствии с целями и задачами
исследования, планом работы.
Помощь в подготовке к защите и презентации проекта/исследования.
Подготовка к защите. Навыки монологической речи. Аргументированная речь.
Защита реализации проекта/исследования по плану.
Организация рефлексии. Подведение итогов, анализ результатов, удовлетворенности
работой, возможных перспектив. Рецензия на проект.
Итого
1
1
2
1
1
3
1
3
3
1
1
1
1
35
6
7